В некоторых случаях ситуация на рынке складывается таким образом, что продавец чувствует себя не в состоянии воздействовать на цену товара. Такое положение можно представить, если речь идет о продавце, занимающем очень незначительную долю на рынке. В таком случае задачу калькуляции он может решить, рассчитав максимально допустимую цену франко-склад поставщика, которую он может заплатить продавцу, исходя при этом из заданной величины маржинального дохода (или валового дохода). Производственное предприятие решает соответствующую проблему с помощью расчета максимально допустимых издержек производства, исходя из заданной цены реализации. Такая калькуляция «наоборот» называется обратной. Проиллюстрируем использование метода обратной калькуляции двумя примерами.
Пример 1. Некая оптовая фирма анализирует возможность закупить по импорту товар «Х», который в случае положительного решения предполагается продавать в розничную сеть по цене 500 рублей за 1 шт. Фрахт до российской границы составляет 40 рублей за 1 шт., а налог на импорт – 10% от суммы цены франко-склад поставщика и стоимости фрахта до российской границы. Теперь нужно определить, какова максимально допустимая цена товара за 1 шт., по которой фирма может закупить товар, если валовой доход задан в размере 25% от цены реализации.
Цена реализации 500,00 руб. - Заданный валовой доход (500*0,25) 125,00 руб. На покрытие цены франко-склад покупателя 375,00 руб. - Налог на импорт (375*10)/110 34,09 руб. На покрытие цены франко-склад поставщика 340,91 руб. - Фрахт 40,00 руб. Максимально допустимая цена франко-склад поставщика 300,91 руб.
То, что размер налога надо исчислять так, как показано выше, можно проиллюстрировать, приняв исходный для начисления налога показатель – цена франко-склад поставщика – за 100%.
Цена франко-склад поставщика плюс стоимость фрахта 100% Налог 10% Цена франко-склад покупателя 110% Цена франко-склад покупателя = 110% = 375 руб. Налог = 10% = 34,09 руб. = (375*10)/110.
В рассмотренном выше примере было сделано допущение, что в данном случае речь идет об увеличении объема реализации. Однако, иногда ситуация складывается так, что выведение на рынок нового продукта приводит к снижению объема реализации уже продаваемого фирмой товара. В таком случае необходимо, исходя из принципа альтернативной стоимости (издержек утраченных возможностей), включить в обратную калькуляцию величину маржинального дохода (величину покрытия), которую фирма теряет всякий раз, продавая единицу нового товара. Эту проблему проиллюстрируем примером.
Пример 2. На промышленном предприятии рассматривается возможность производства товара «Z», который предполагается продавать по цене 78 руб. за 1 шт., а заданная величина маржинального дохода составляет 40%. Переменные сбытовые издержки планируются в размере 4 рублей на 1 шт. Если товар «Z» будет выведен на рынок, то, как предполагается, это приведет к тому, что уменьшится объем реализации товара «Y», уже продаваемого фирмой. Ожидается, что на каждые реализованные 100 шт. товара «Z» продажа товара «Y» сократится на 25 шт., что равносильно 1/4 в расчете на 1 шт. Величина маржинального дохода на единицу товара «Y» составляет 40 рублей. Обратная калькуляция для товара «Z», показывающая величину максимально допустимых для предприятия переменных производственных издержек, может быть произведена следующим образом:
Цена реализации ед-цы товара «Z» 78,00 руб. - Заданная величина маржинального дохода (78 * 0,4) 31,20 руб. - Упущенная величина МД ед-цы товара «Y» (40 * 0,25) = 10,00 руб. На возмещение средних переменных издержек 36,80 руб. - Переменные сбытовые издержки 4,00 руб. Максимально допустимые переменные производственные издержки 32,80 руб.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод обратной калькуляции» з дисципліни «Управління витратами»