ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Устойчивость и трансформация свойств личности
Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакли-ва ет ся с н ов ым и лю дь ми, и и зм ен яе т ха ра кт ер де ят ел ьн ос ти, у не го поя вляю тся новы е пр ава в об язан ности, ег о со циал ьный ста тус повышается или понижается. Все это определенным образом влияет на ч ел ове ка, на пс их иче ск ие св ой ст ва ег о лич но ст и .
Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неустойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому вопрос об устойчивости личности и ее трансформации приобретает большое значение.
Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для об-щест ва, так и для самого челове ка. От устойчи вости л ичности зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Благодаря устойчивости личности люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности.
Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импульсивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и ин-тровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. Относительно устойчивыми являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта.
Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить трансформация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и пси-хиат ров, та к как р азвитие лично сти, а также е е дегра дация п ред-ставляет собой ряд трансформаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, в следствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и устойчивость психичес ких свой ств, явля ется необ ходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.
Трансформация психических свойств может происходить стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс трансформации имеет свои закономерности, которые связаны с прохождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных фазы трансформации деятельности : “ размораживания”, “ действия”, “ за -мораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетворенности происходит расшатывание и разру0шение сложившихся стереотипных структур. На второй фазе применяется новая мо-дел ь , н а ба зе к отор ой, в ре зуль тате прак тиче ских дей стви й , ф ор-мируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сложившиеся новые структуры закрепляются и “ замораживаются”.
В зависимости от источников, вызывающих трансформацию личности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформации: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее значение
имеет внешний источник воздействия на психику, который требует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприемлемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае трансформация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворенной результатами деятельности и психическими свойствами ей присущими.
Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Развивающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Возможно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это проис-ход ит в том слу чае, есл и ли чнос ть ос озна ет б лаго твор ное возд ей-ств ие в оспи тате льно го п роце сса и сам а пр илаг ает усил ия д ля ф ор-мирования психических свойств, требуемых жизнью.
Какие же свойства личности в наибольшей степени подвергаются трансформации? Больше всего подвержены трансформации социа льно обус ловленны е свойств а личност и , связа нные с мо тива-ционной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Так, положительная трансформация необходима в том сл уча е , ког да выр аба тыв ает ся но вый ст иль де яте льн ост и и ли пов е -ден ия, так как свой ства и к ачес тва л ично сти, ран ее с форм иров ан-ные, не могут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень притязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустрации начинает проявлять нервозность , обидчивость , нетерпимость , мнительно ст ь , вра жд ебн ост ь , мс тит ел ьно сть и т.п.
Трансформация личности может периодически происходить в течение всей жизни человека, так как его положение в обществе все время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периодами жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полн ой зав исимос ти от взрос лых. В связ и с эт им у н его на чи-нают проявляться такие черты личности как беспомощность, привязанность, доверчивость, внушаемость и др.
В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависим ость от в зрослых сохраняет ся, но по степенно увеличив ается поведенческая и психологическая самостоятельность.
гическая самостоятельность. Теперь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится равноправным членом сообщества таких же как и он сам субъектов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нормы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превращаясь в подростка, приобретает новые качества, противоположные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, независимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.
С наступлением зрелости субъект включается в общество взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обществе, овладевает профессией, становится отцом или матерью, воспитывает детей, общается с разными людьми, занимается творчеством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к трансформации личности подростка и юноши и к появлению психических свойс тв, прису щих взро слому. Те перь начи нают пре обладать такие кач ества как о тветс твенн ость, забот ливос ть, об щител ьност ь , рас су-дительность, требовательность, терпеливость, выдержка, самообладание, настойчивость и др.
В зрелом возрасте трансформация личности может происходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удовлетворенной собой, своим общественным положением и своей профессией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни может происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худшую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек становится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам, противопоставить им свою волю и не согнут ься под ударами судь бы. В другом случае ч еловек чувств ует с ебя разда вленн ым, сломл енным, ун ичтож енным, ра зувер ив-шимся в жизни и павшим духом.
Все это свидетельствует о том , что хотя формирование личнос -ти происходит под влиянием социальных условий существования, ни этот процесс осуществляется не механически, а предполагает
ществляется не механически, а предполагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта работа направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним - принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчиниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стремления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением.
Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание наменять свою личность возникает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюминутное жел ание ста ть д руги м че лове ком часто сущ еств ует недо лго и по сле некоторых размышлений оценивается как несбыточное и быстро исчез ает. Прим ером это му являет ся встреч а Алекса ндра Маке донского с философом Диогеном.
Возвращаясь из индийского похода Македонский остановился вместе со своим огромным караваном на площади одного из городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю Аристотелю с вопросом , что примечательного есть в этом городе. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Диоген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку , которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вместе со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на соломе человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со словами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген не обратил никакого внимания на его слова. Придворные , думая, что он не знает, что просить, стал и подск азывать ему, ч тобы о н проси л дворе ц , золо то и ра бов. Но и на их слова Диоген не реагировал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, сказал Диогену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и сдавал: “ Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонский выпрямился и стал ждать просьбу Диогена. Но тот молчал. Тогда Македонский вдруг понял, что он высказал свою просьбу. Он попросил его не заслонять солнце.
Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский воскликнул: “ Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, поразмыс-
постоял, поразмыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побудило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь известно, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами.
Очень часто трансформация личности происходит под влиянием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в произведении Л. Толстого “ Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монастырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За благочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только монахами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему по-кло нить ся и полу чить благ осло вени е и и сцел ение от б олез ни.
Глубокая трансформация его личности произошла после того как он поня л , что светско е обще ство, к которо му он п ринадле жал, является лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его нев еста, ко тора я , к ак о н уз нал, была люб овни цей импе рато ра. Суровый и благочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни.
Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, вольно или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сложившимся обсто ятельства м . Так, в послево енном ита льянском фильме “ Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам сопротивления, показано как в 1944 г. в генуе был арестован гестапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, по-обещ ав милл ион зол отом, с ыграть в тюрь ме роль одного из рук ово-ди тел ей соп рот ивл ени я , ген ера ла Де лла Ро вер а , кот оры й п оги б н а -кануне. Эту роль он должен сыгр ать для того, чтобы п омочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо.
Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему р о2л2ь6. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Устойчивость и трансформация свойств личности» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індивідуальні та інституційні інвестори
РОЛЬ КРЕДИТУ В РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення
Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (18.04.2011)
Переглядів: 1282 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП