Поступающая от органов чувств в сознание человека информация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительности в результате функционирования интеллектуальных процессов: памяти, воображения и мышления. Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики. Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использо-в а ть его в своей жи зни. Благо даря памя ти человек становитс я со-зн ател ьной ли чнос тью и мо жет дат ь от чет о т ом, кто он тако й , ч то он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как нов ые, неизвестн ые ему. Память выполняет очень важные функции в познавательной деятельности. Первая функция заключается в том , что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании человека. Тре- ем и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности. Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тонкий и т.д. В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основном смыслового характера: ассоциация между причиной и следствием, между видом и родом , между частью и целым и т. д. И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциа-ци и яв ляют ся в реме нные нер вные св язи, обр азов анны е в коре бол ь -ших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение. Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте-че ст ве нн ые п си хо ло ги и с чи та ло сь, чт о он а из уч ен а лу чш е , ч ем в се остальные познавательные процес сы. Однако, многое в памяти остается загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит частичная или полная потеря пам яти ( амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в данный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памяти и т.д. Память - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатле-ние нужной информации ее удержание и восстановление. Название “мнемические” действия связано с именем богини памяти Мнемозины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого человека памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим. Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та и нфор маци я , к отор ая с вяза на с деят ельн ость ю че лове ка. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ран ее усв оен ной. Б лаг ода ря эт им свя зям за пом ина ние ст ано вит ся прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влияние установка запомнить информацию на определенный срок . При наличии устано вки зап омни ть инфо рмац ию на д лит ельн ое время она запоминается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональное состояние субъекта, возникшее в момент воспр иятия и нформа ции. Успешное усвоение информации во многом зависит от правильной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информации называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала. Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, группировку смысловых элементов, установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную, закрепление запоминаемого материала в целом и по частям. Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека . Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее за учивания. Восстановление информации, или ее актуализация, может ос у -ществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения ( в устной или письменной форме). Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть полным и неполным, определенным и неопределенным, четким и нечетким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание. Воспоминание - это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным. Воспоминание может осуществляться и без повторного восприятия информации. Это происходит тогда, когда человек перебирает в своей памяти те события, предметы и явления, которые имели место в то или иное время его жизни. Припоминание является наиболее сложным процессом восстановления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия. Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой последовательности будет происходить ее актуализация. Мнемические приемы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен матер иа л , к ак о н б ыл с гр уп пи р ов ан, ка ки е у ст ан ав ли ва- части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие споры. Использование неправильных опор и ассоциаций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является припоминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”. Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемические процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельности , и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информацию для други х людей посредст вом слов и други х знаков. Воспроизведение - это сложный процесс воспроизведения информации во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстановления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде. При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило , имеет место ее реконструкция . Реконструкции подвергается смысловое содержание информации, изменяется послед ов ат ел ьн ос т ь ее в ос с та но вл ен ия, п ро ис хо ди т п ер ег ру п пи ро вк а част ей, рек онс труи рую тся отд ельн ые эле мент ы . Воспроизведение как и запоминание может иметь преднамеренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется легко и свободно, если оно с вязано с активной умс твенной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и восстановление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, забывается. Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение . Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент. Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. С временным забыванием связано явление реминисценции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение информации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спустя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего реминисценция пр оявляется в детском возрасте, реже у взрослых. При полном забывании человек не может восстановить информацию в своем сознании , как бы не старался . Но это не значит , что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дет и этого возраста. Это доказывает, что при полном забывании информация уходит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях мож ет воз вращат ься. Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой информации из бессознательной психики в сознание и какие механизмы удаляют отработанную информацию обратно в подсознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описаны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивления, другой - вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отбирает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения (подавления) удаляет ненужную информацию, которая больше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания информации ее нужно все время повторять и применять в деятельности. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восстановление возможно только на основе осуществления тех умственных и мнемических действий, которые применялись при запоминании. Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания у всех людей функционируют по-разному. Поэтому имеют место индивидуальные особенности в продуктивности памяти. Воз можн ы чет ыре уров ня пр оявл ения прод укти вной памя ти. На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысокая. Процессы запоминания , сохранения и воспроизведения не обеспечивают усвоение информации в полном объеме. Запоминание осуществляется медленно, сохранение информации недолгое, воспроизведение неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью. На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высокая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроизведение неполное и неточное. На третьем уровне продуктивность памяти довольно высокая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и воспро-из веде ние пол ное и т очно е . На четвертом уровне продуктивность памяти самая высокая. Запом инание бы строе и точное, с охранение длитель ное, восп роиз-ве дени е по лное и т очно е . Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), эмоциональную, кратковременную и долговременную. Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют з ри те ль н ые, сл у хо вы е и д ви га т ел ьн ые пр ед ст а вл ен ия, т ак к а к на и х основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно -практическая деятельность. Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логи-ческу ю обработ ку усваи ваемой ин формации, анализи ровать ее эле-ме нты, у ста нав лив ать св язи ме жд у ч аст ями, о боб щат ь и си нте зир о -вать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том слу-ча е , ко гда у чен ик не в со сто яни и пон ять у чеб ны й м ате ри ал и з ап о -минает его дословно . В за висимос ти от пр еоблада ния у ч еловека образно й или с мыс-ловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным , слуховым и двигательным. Су ществ уют и смеш анные типы памя ти: з ри-тельно-слуховая, зрительно-двиг ательная и двигательно-слуховая. Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда - являются основными стимулами высоконравственных поступков личности. Двигательная па мять обеспечивает усвоение и п рименение разно-об ра зн ых д виж ен ий, явл яю щи хс я сос та вн ой ч аст ью д ви гат ел ьн ых н а -выков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека. Кратко временная и долговремен ная память является пок азате-лем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память. Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновенно воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л . Н . Хромова1 , является промежуточной между основными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме образа-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в кратковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепилась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, активизировать работу буферной памяти, чтобы п родлить процесс запечат ления о бразов-и кон. В противном случае информация быстро исчезает из сознания субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забывания полученной информации. Чтобы актив изировать работу бу ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговременную память. Таким образом, основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта и специальная тренировка , направленная на запечатление, сохранение и воспроизве -дение полученной информации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Память» з дисципліни «Загальна психологія»