Воспр иятие явля ется боле е сложным сенсорным познавате льным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую действительность . Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния вне шней и в нутр енне й ср еды, то в вос прия тии отра жают ся п редм еты и явления вместе со всеми их свой ствами и качествами. Второе отли- 121
ются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и качествами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Третье отличие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом. Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной част ью обра за объе кта. Об раз - это сен сорная копия о бъекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом. Б.Г. Ан ань ев опи са л п роц есс в осс тан овл ени я зри тел ьно го во с -прияти я у контуж енного в го лову больн ого. У него вследстви е конт у -зии был поражен головной мозг, что привело к полной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась только лишь световая чувствительность, предметов же он не различал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выделять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только после трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы. Формирование образа, воспринимаемого объекта, может про-исх одит ь в одно м сл учае пос тепе нно ( сукц есси вно) , в друг ом с лу-чае мгновенно ( симультанно). Сукцессивно формируется образ только в том случае, когда воспринимается новый, неизвестный предмет. Для этого необходимо последовательно совершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе поисковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с д ру ги ми об ъе кт а ми и ли с пр ед с та вл ен и ям и о н их. Ес л и во сп р ин им ае-мый объект совпадает с другими известными объектами , то происходит его отождествление с ними и, таким образом , осуществляется опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то э ти перц ептивны е дейст вия пр оявляют ся в св ернутом виде и его образ возника ет мгновенно. Восприятие, как более сложный познавательный процесс, характеризуется такими свойствами как: предметность, целостность, осмысленность, избирательность и константность. Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а предметы, созданные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие только ему, свойства и качества. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в нашей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу насекомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний. Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха -это объект пищи. Л етящая муха я вляется для не е стиму лом, по буж-дающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее действий. Только для человека образ предмета может существовать как элемент сознания, как субъективный образ воспринимаемого предмета является всегда полным и завершенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факторов, влияющих на формирование целостного образа при восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов является пространственная близость деталей объекта. Второй - это сходство элементов между собой. Третий -естественное продолжение одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограниченном пространстве. Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к другу, как в тр еуг оль ни ке, но н е с ое дин ять и х у гла ми, т о эта фи гу ра вос пр и - нике, но не соединять их углами, то эта фигура воспринимается как треугольник. В данном случае на возникновение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна пространственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатление замкнутости в одном пространстве. Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что об ра з во сп рин им ае мо го пр ед ме та яв ля ет ся э лем ен то м соз на ни я , т ак как он обозначается словом, смысловое значение которого определяется как общими, так и индивидуальными свойствами предмета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщенностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свойства и относит его к соответствующему классу предметов. Осмысливая воспринимаемый предмет человек решает не только перцептив-ну ю , н о и ин те лл ек ту аль ну ю за да чу, та к ка к в п ро це сс е во сп ри ят ия он в ыдвигае т и про веряет гипоте зы о то м , что предста вляет с обой предмет и к какому классу он относится. Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием предвзятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то , что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией. Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учебном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изучаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделяются, существенные же признаки остаются незамеченными, что отрицательно влияет на усвоение научных знаний. Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на ор ганы чув ств в да нный мом ент, че лове к вы деля ет н аибо лее отче т - момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта восприятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отношению к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных специальным шрифтом, большей величиной букв, подчеркиванием и особой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятельство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выделить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, задачи, которые ставит человек в процессе познания. Константность обеспечивает стабильность и постоянство обра -за предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспринимаемый нами предмет может изменять свое пространственно е п оло же ние, п риб лиж ат ься ил и у дал ять ся, п о р азн ому о све щат ь -ся, изменя ть сво и каче ства, но его образ, отраж ающий форму, вели чи ну и объ ем, о ст ает ся од ни м и те м же. Б лаг од аря э том у чел ов ек живет в мире постоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире. Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В основном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в понимании материальных объектов является зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов. Причем , восприятие всех этих структурных признаков предметов осуществляется на основе совместной деятельности зри -тельного и двигательного анализаторов. В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигательной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется посредством разнообразных движений глаз, направ- ленных на выделение контура предмета из окружающего фона. Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ниче го не в идит. Д вижение глаз направл ены пре жде все го на в ыде-ление и обследование наиболее информативных деталей воспринимаемого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз наблюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характерными признаками лица человека. Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зрительные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоянии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с аккомодацией и конвергенцией глаз. Если два предмета разной величины, расположенные в одном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то сигналом для раз личе ния их в елич ины являе тся толь ко в елич ина изоб ра-жения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величин а изобр ажения, тем б ольше п редмет и чем м ень-ше она, тем меньше предмет. Если же эти предметы расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изображения их была одинакова, то сигналом для различения их истинной величины бу-де т я вля тьс я р азл ичн ая сте пен ь акк омо дац ии и к онв ерг енц ии гла з . Чем больше аккомодация и конвергенция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет. Если же предмет приближается или удаляется от наблюдателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так достигается константность восприятия величины предметов при изменении расстояния до них. Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством бинокулярного зрения. Для того, чтобы возник образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, чтобы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изображение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изображенные на плоскости, как имеющие объем, так и пространственное место нахождение. Если дис-паратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов. В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под влиянием закона контраста между предметом и фоном или в результате переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. Причиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: человек в белом платье воспринимается более полным, чем в темном; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно. При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема небольших предметов осуществляется посредством осязания. Слепые, ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и опознать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они ощупывают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той части, которую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказывается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстречали человека со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался против определенной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он похож на колонну, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон похож на крепостную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал, что слон похож на метлу. Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенно сти. Суще ствует т ри типа з рительног о воспри ятия: син тети-ческий, аналитический и аналитико- синтетический. Первый тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем объекте. От де ль ны х де та ле й он ча ст о не з ам еч ае т и поэ то му, ко гд а во зн ик а -ет необходимость воспроизвести их , он это сделать не в состоянии. Вто рой тип заме чает пре жде всег о дет али объе кта, их особ енно сти и н аибо лее хара ктер ные приз наки. Общ ее ж е вп ечат лени е об объ ек-те у не го бы вае т с му тно е и м ало о пре дел ен ное. Про та ко го чел ов е -ка гов орят, ч то о н за дер евь ями не в иди т ле са. Трет ий тип хоро шо воспринимает как предмет в целом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимости он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой части в отдельности. При исследовании нового объекта этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой его части и обратно. Благодаря этому результаты познания воспринимаемого предмета являются наиболее полными и точными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восприятие» з дисципліни «Загальна психологія»