ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Представление древних философов о душе
История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначально зародились в недрах философии. Все древние философы связывали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновидения, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду с телом существует еще оболочка, которая может отделяться от него и существовать самостоятельно. Эту оболочку он называл “душой”. Душа в отличие от тела является бессмертной. После смерти душа отправляется в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, является источником жизни. Когда она покидает тело, а потом возвращается, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Таким образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни, было материалистическим.
В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали придерживаться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, пологая, что душа не материальное, а идеальное явление.
Большое влияние на развитие материалистических представлений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предметы и
гласно учению Демокрита, все предметы и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неделимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управляет всеми функциями организма и состоит из очень легких и подвижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атомы души приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир человека, представители материалистического понимания души объяснить не могли.
Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Платон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде опис ание св оих пре дставле ний о душе. О н заним ался те м , что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учениками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед , развивал его взгляды и впос -ледствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом.
Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пытались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют пр ед мет ы и я вле ния, как о ни воз ни каю т и и сче за ют, ка к у ч ело ве ка появляются представления и понятия о мире, как возникают моральные взгляды и почему они разные у людей.
Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ и Платон по лагали, что человек и весь окружающий его мир, являются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда представлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, должна управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа, отличие от материального тела , бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бессмертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают противоречия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для под держ ания жиз ни о но д олжн о ес ть, п ить, оде вать ся и удо влет во-
бренным телом, считал Сократ, возникают противоречия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удовлетворять и другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, совершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и жестокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, наделенный божественной душой и разумом, должен заботиться о познании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия.
Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возникают моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Иде и - это соср едот очен ие а бстр актно й су щнос ти в ещей. Ес ть и деи добра и зла вообще, добродетели и справедливости воо бще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том сл уча е , ес ли душ а п ол нос тью ос воб ож дае тся от вл ас ти тел а .
Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, облич ая неспра ведливос ть власте й , недост ойный об раз жизни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отправиться в изгнание Сократ отве-ча л , чт о с ме рть ег о не пу гае т , на обо рот, он сч ита ет, ч то нак он ец наступит са мый счастливый день в его жизни, к которо му он стре-
рот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие.
Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмертную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Сократ он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием для людей всего м ира. Вс ем изве стны з аповеди И. Хри ста: во злюби б лиж-него как самого себя, отдай все людям, не убий, не укради , не лги, не богохульствуй , не прелюбодействуй и т. д.
Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой час тью хрис тиан ской рел игии, во шли в ист орию фил ософ ии и пси хо-ло гии, н ашл и о тра жен ие в м иро во й л ите рат уре. О сно вны е п оло жен ия учений И. Христа , Сократа , Платона и других философов и просвет и -телей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне человеческого общества, не приобщенный к общественному сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которыми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а также свои мысли, взгляды и убеждения.
Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в развитие учения о душе . Его трактат “ О душе ” стал основным источником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по существу, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический , но и естественно -научный характер. Хотя он отрицал понимание души как материального вещества , но в то же время считал , что душа и тело едины.
Душа, счита л Аристо тель, я вляется сущнос тью или, как он писал, “ энтелехией” тела, его ожи вотворяющей силой. Функция души
щей силой. Функция души заключается в ее способности обеспечивать различные виды деятельности. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жизнедеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чувствующая движущая. У человека душа - разумная.
Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна познавать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, происходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощущений остаются следы, на основе которых возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств. Представления связываются между собой на основе сходства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохранения и применения их в практической деятельности. Поведение и практическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия.
Представления древних философов о душе и ее связи с телом заложили фундамент для развития психологических взглядов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться только к человеку, который способен, в отличие от животных, разумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека.
В средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души познавать свои состояния, независимо от показания органов чувств.
2.2. Взгляды философо в нового еремени о сущности психики.
Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды философов на психику и поведение человека. Машины стали облегчать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведения человека. В связи с
рующие действия и поведения человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить действия человека по аналогии с машиной.
Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-научным путем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышечные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было известно, что от органов чувств, находящихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздражение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе.
Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся животные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не только при раздражении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляются при участии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в центральной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи положили начало для механического понимания не только поведения животных, но и человека.
Человек, по мнению Декарта, способен разумно действовать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, принимая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он приобретает и ложные. Как же добраться до истины? Для того, чтобы понять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все сомнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружающего мира и самого себя. Но что-то

все же должно остаться? Реально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мышления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую.
Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление - это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Декарта явились основой для появления в философии и психологии нового направления, которое получило название интроспекционизма, то ест ь вн утре ннег о по знани я пс ихик и че лове ка.
Все последующие философы и психологи или поддерживали первую т очку зрения Де карта, отрицая вторую, или н аоборот.
Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом меха нич еск ого дв иже ния. П сих ика н е в лия ет неп оср едс тве нно на де й -ствия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Душевные явления могут рассмат ривать ся толь ко как придато к к ним, т. е. к ак эпи фе ном ен. Т ако й взг ляд н а п рир од у п си хик и и е е н азн ач е -ние получил название эпифеноменализма.
Ни дер ла ндс кий фи ло соф Сп ино за (1 632 -16 77 гг.) так же ут вер ж -дал , что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений . Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии .
Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о процессе познания. Если до 18 века считалось, что все знания ч ел ов ек по лу ча е т ра ци о на ль ны м п ут ем, т . е. пу те м л ог ич ес к их р ас-суждений, то затем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное происхождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.
Наиболее последовательным защитником этих взглядов был английский философ Дж. Локк (1632-1704
1 Утсон Дж. Психология как наука о поведении. Госиздат Украины, 1926, с. 3.
гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чистая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внутренний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на которые воздействуют предметы и явления материального мира, порождая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате деятельности ума, на основе его непосредственного восприятия (рефлексии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психологии, родоначальником которой он являлся.
Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать первые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг .), Гельмгольца (1825 -1924 гг.), Вунда (1832 -1920 гг.) и др . В этих лабораториях экспериментально изучались основные психологические явления, связанные с деятельностью сознания, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.
В результате этих исследований были описаны основные свойства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. По ток созн ания явл яетс я не преры вным, ег о не льзя ни оста но-вить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, наоборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впечатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсивностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения ( ассоциации) возникают более сложные элементы сознания: образы, мысли, пре дста влен ия, восп омин ания, чув ства. В связ и с этим пси хо-логия, занимавшаяся изучением законов образования ассоциаций межд у элеме нтами с ознания, стала называт ься асс оциатив ной.
Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что непосредственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опытным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мышлением.
Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпирическим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по своей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредственно не представлены субъекту и о существовании которых он даже не подозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики может быть применен только по отношению к взрослому человеку, специально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических состояниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспериментах, так как не могли давать субъективные показания интроспективного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться новые принципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психологические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представление древних философов о душе» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Что значит «преодолеть инерцию»
Аудит доходів та витрат іншої діяльності
СВІТОВИЙ БАНК
ISDN в Україні
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (17.04.2011)
Переглядів: 4350 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП