Все приведенные выше аргументы сводятся к антропному принципу. Существует несколько позиций, которые можно занять относитель- но этого противоречивого принципа. Моя учительница во втором классе считала, что эти удачные совпадения предполагали существо- вание великого проекта или плана. Как когда-то сказал физик Фриман Дайсон, «вселенная словно знала, что мы придем». Это иллюстрация сильного антропного принципа, который заключается в идее того,
что точная настройка физических констант была не случайностью, а предполагает некий проект. (Слабый антропный принцип просто утверждает, что физические константы вселенной таковы, что воз- можно существование жизни и разума). Физик Дон Пейдж суммировал различные формы антропного принципа, предлагавшиеся в различные годы. Слабый антропный принцип: «То, что мы видим во вселен- ной, ограничивается требованием нашего существования в качестве наблюдателей». Сильно-слабый антропный принцип: «По крайней мере в одном мире... из вселенной многих миров должна развиваться жизнь». Сильный антропный принцип: «Вселенная должна нести в себе определенные качества, чтобы в какой-то момент в ней развилась жизнь ». Конечный антропный принцип: «Разум должен развиться во вселенной, после чего он никогда не погибнет». Одним из физиков, всерьез воспринимающих сильный антроп- ный принцип и утверждающих, что это признак существования Бога, является Вера Кистяковски, физик из Массачусетского техно- логического института. Она говорит: «Утонченное совершенство физического мира, открывающееся нашему научному взору, требует присутствия божественного». Еще одним ученым, поддержива- ющим это мнение, является Джон Полкингхорн, физик, занимав- шийся частицами, который отказался от занимаемой должности в Кембриджском университете и стал священником англиканской церкви. Он пишет о том, что вселенная — это «не просто «какой-то мир», она особенна и тонко настроена для жизни, поскольку являет- ся созданием Творца, чья воля в том, чтобы все было именно так». И в самом деле, сам Исаак Ньютон, которому принадлежит концепция непреложных законов, управляющих движением планет и звезд без всякого божественного вмешательства, считал, что изящество этих законов указывает на существование Бога. Но нобелевский лауреат Стивен Вайнберг не поддерживает такую точку зрения. Он признает всю притягательность антропно- го принципа: «Для людей практически непреодолимым является
стремление верить в то, что мы имеем какое-то особое отношение ко вселенной, что человеческая жизнь не просто более или менее нелепый результат цепи случайностей, простирающейся до первых трех минут после Большого Взрыва, а что мы были каким-то образом встроены с самого начала». Однако в заключение он говорит о том, что сильный антропный принцип представляет собой «едва ли нечто большее чем пустую мистическую бессмыслицу». Остальные физики также не слишком убеждены в силе антропного принципа. Ныне покойный физик Хайнц Пейджелс был сильно увле- чен антропным принципом, но в конечном счете потерял к нему ин- терес, поскольку этот принцип не содержал в себе прогностической силы. Эта теория не подлежит проверке. Кроме того, не существует способов извлечь из нее какую-либо новую информацию. Вместо этого она несет бесконечный поток пустых тавтологий — «мы здесь потому, что мы здесь». Гут также отбрасывал антропный принцип, утверждая: «Мне трудно поверить, что кто-либо вообще стал бы использовать ан- тропный принцип, если бы у нас было лучшее объяснение. Мне еще предстоит услышать, к примеру, об антропном принципе в мировой истории... Люди занимаются антропным принципом, когда они не могут придумать чего-то лучшего».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антропный принцип» з дисципліни «Загальна астрономія»