Прогресс в изготовлении приборов для астрономических измере- ний не вооружённым оптикой глазом позволил точнее фиксировать движения планет, а развитие математики позволило точнее вычислять теоретические значения. При этом выяснилось, что согласие между теорией Птолемея и наблюдениями оставляет желать лучшего. Было немало предложений и споров о том, как выйти из этого положе- ния. Но основная схема Птолемея, представляющая движение планет вокруг Земли комбинацией равномерно вращающихся окружностей, применялась вплоть до Возрождения. В Римской империи астрономия не развивалась. Римляне внесли много нового в политику, юриспруденцию и технику, но астрономию они почти не продвинули. Во времена распада империи и нашествия варваров, т. е. в эпохупоз дней античности и раннего средневе- ковья, астрономия на Западе стала угасать. Она ещё существовала в нетворческом виде, переходя в форме текстов из одного сборника в другой, но механическое переписывание древних работ сопрово- ждалось множеством ошибок. Составление календаря стало большой проблемой, и даже на такое рутинное дело, как определение осно- ванных на лунном календаре дат религиозных праздников (например, Пасхи), были способны лишь немногие образованные люди. Катало- ги и рассчитанные Птолемеем таблицы сохранились, но всё меньше людей понимало их и могло использовать. Те немногие энтузиасты, которые ещё проводили наблюдения и фиксировали астрономические события, пользовались солнечными часами и простейшими приборами. В период после падения Рима, когда астрономия угасала в Евро- пе, эта эллинистическая наука прижилась и пустила мощные корни в соседних культурах Среднего Востока и Азии, а также Индии. Бы- ли построены многочисленные обсерватории, крупнейшей из которых стала обсерватория Улугбека в Самарканде. Учёные Востока овладели всеми астрономическими знаниями предшествовавших эпох, они ис- правляли и дополняли методы Птолемея. Даже после так называемого возрожденияXII века, когда некото- рые работы Аристотеля были переоткрыты, и на Запад пришли интел- лектуально наполненные времена схоластики, астрономия оставалась в упадке. Правда, стали популярными космологические диспуты, ка- сающиеся общего строения Вселенной. Теологи и учёные написали к сочинениям Аристотеля множество комментариев. Вместе с Библией и трудами отцов церкви работы Аристотеля стали основой обуче- ния. Предметом пылких дискуссий было устройство небесных сфер и принципы их движения, возможная множественность миров и даже природа Луны. Эти дискуссии подготовили образованный Запад к интеллекту- альномув злёту XIV века, когда сохранившиеся в арабских странах античные знания хлынули в Европу. Только тогда европейские астро- номы смогли прочитать Птолемея, Аристотеля и других классиков в пол- ном объёме и, что ещё важнее, увидеть развитие античной астрономии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Средневековая астрономия» з дисципліни «Загальна астрономія»