ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Астрономія » Загальна астрономія

АСТРОНОМЫ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ «ЗВЕЗДНУЮ КНИГУ»
Случалось, что мифологические представления о Мироздании, его устройстве и происхождении оказывались более цельными, чем последующие научные и натурфилософские космологические концепции. Именно это присуще древнегреческому мировоззрению. Под жгучим средиземноморским Солнцем и яркими южными звездами античные мыслители размышляли о природе и судьбе Вселенной, словно наперегонки выдвигая модели мироздания -- одну оригинальнее другой. Даже в отношении формы Земли не было единства: одни доказывали, что она имеет цилиндрическую форму (Анаксимандр), другие, что -- кубическую (Платон) (рис. 27). Многие, начиная с Фалеса Милетского (ок. 624--547 годов до н.э.) и Пифагора Самосского (ок. 580--500 годов до н.э.), отстаивали идею шарообразности нашей планеты. Грандиозные умозрительные картины рисовались и в отношении устройства самого Космоса. Пифагор угадывал в нем гармонию сфер, наподобие музыкальной мелодии (рис. 28). Согласно пифагорейскому учению, в центре Вселенной находится огонь; вокруг него сферическая Земля ежесуточно описывает окружность, в результате на ее поверхности происходит смена дня и ночи (рис. 29). Солнце, наподобие стеклянного прозрачного шара, получает тепло и свет от центрального огня. Он же освещает и земную поверхность и, отражаясь от нее, рассеивается по всему пространству.
Другой философ—Анаксагор (ок. 500--428 годов до н.э.) учил, что Луна светит отраженным солнечным светом, а само Солнце—огромный раскаленный камень (за такое вольнодумство античный мыслитель был изгнан из Афин). Движущей силой мира Анаксагор считал ум -- нус. Благодаря ему возникают все небесные тела из первичного беспорядочного смешения «семян вещей» в результате их вихреобразного вращения.
О натурфилософском видении космической архитектоники дают представление взгляды стоиков. Сосредоточивая главное внимание на нравственных началах и воспитании стойкости человеческого характера, они, тем не менее, разрабатывали и активно пропагандировали стройное космологическое учение:
Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуждающие звезды, исследует, например, такого ли размера Солнце, каким оно нам кажется; сходным образом они исследуют Луну, а также вращение [звезд]. Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят ли Солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т.д.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. V11. 132--133
Платон (428/427--348/347 годы до н.э.) считал все звезды божественными сущностями с телом и душой, состоящими из огня для того, чтобы они выглядели самыми яркими и прекрасными. Космос—единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная к тому же душой и движением. Сама же Вселенная устроена по принципу прядильного колеса. И в этом был свой резон. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое существование—не что иное, как нить жизни, которую прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три: мойры—у эллинов, парки—у римлян, норны—у скандинавов). При этом всякая нить представляет собой вытянутые в спираль льняное волокно или шерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль—только беспорядочную—образуют и нити в клубке (недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых непреодолимых препятствий).
По народным представлениям, смерть -- также обрыв нити жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех народов отношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней, -- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания «кажут Солнцу путь», ей подвластны сами Боги, бессильные изменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: «нить жизни», «нить судьбы», «узловой момент», «завязка», «развязка». Сюда же примыкает «повитуха», «повивальная бабка» (от слова «вить»), которая перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного, соединяя его тем самым с космической нитью жизни. По архаичным обычаям пруссов -- древнебалтийского племени, близкого по языку и культуре славянам и поголовно истребленного в ходе экспансии Тевтонского ордена на Восток, -- мужчины и женщины обязаны были прясть в угоду Богам: первые пряли лен, вторые шерсть*.
Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса.
Вспомним, многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками
Вселенной, Солнца, Луны, звезд, их символического движения по
небосклону. Народный космизм привел впоследствии и к серьезным
философским обобщениям. Вот почему в «Государстве» Платона
подробно описывается модель Мироздания в виде светового
веретена Ананки (Необходимости) (рис. 30 а,б,в). По Платону,
лучисто-световая колонна (она же -- Ось Необходимости)
связывает небеса воедино, и вокруг нее происходят все
небесно-космические вращения.
Образ древнерусской Богини Судьбы также не исчез
бесследно. В киевском Софийском соборе сохранилось изображение
Богородицы с веретеном (рис. 31), вне всякого сомнения,
навеянное более ранними дохристианскими представлениями о
Небесной Пряхе. Как Илья-пророк занял место Перуна, а св. Власий заменил «скотьего Бога» Велеса, так и к Богородице перешли многие функции языческой Великой Праматери -- Богини Судьбы.
Аристотель (384--322 годы до н.э.) был учеником Платона,
но впоследствии развил собственное оригинальное учение о
мироустройстве. Оно было взято на вооружение многими
поколениями ученых и продержалось в Европе и на мусульманском Востоке вплоть до Нового времени. Опираясь на идеи других античных натурфилософов, Аристотель полагал, что обычные вещи состоят из четырех элементов—земли, воды, воздуха и огня, последовательно расположенных друг над другом в виде концентрических сфер. Планеты, звезды и все другие космические объекты движутся по кругу, вечно и неизменно повторяясь. Однако состоят они не из четырех «земных» элементов, а из пятого (quinta essentia) -- эфира, более совершенного, чем все остальные. Вселенная конечна и сферична; в самом ее центре находится неподвижная Земля.
Аристотель быстро стал непререкаемым авторитетом, хотя уже
в эллинскую эпоху высказывались диаметрально противоположные
идеи. Аристарх Самосский (ок. 310--230 годы до н.э.) -- быстро
забытый всеми одиночка—упорно отстаивал идею о центральном
положении Солнца и вращении вокруг него Земли. Эта научно
верная мысль оставалась невостребованной более полутора тысячи
лет, уступив место Птолемеевой геоцентрической системе мира. Ее
стержнем стала теория эпициклов. Предполагалось, что все
известные к тому времени планеты описывают небольшие круги
(эпициклы), центры которых движутся по большому кругу вокруг
Земли . По Птолемею, небесный свод—сфера, которая вращается
вокруг своей оси. Внутри нее находится шарообразная Земля --
центр Вселенной (рис. 32). Эта картина Вселенной казалось
настолько совершенной, всеобъемлющей и незыблемой, что поэты
слагали о ней стихи и песни. Ее обессмертил Данте в
«Божественной комедии» и соответствующий эпизод
проиллюстрировал Боттичелли.
Эти идеи были восприняты и получили статус научного канона на мусульманском Востоке (рис. 33). По повелению халифов, труды Птолемея были собраны и переведены с греческого на арабский язык, получив название «Альмагест» («Величайшее сочинение»). Под этим названием значительно позже, в ХII веке, они стали известны в средневековой Европе. Ислам всячески поддерживал астрономические исследования (рис. 34, 35), так как на них базировалось мусульманское летосчисление, определение религиозных праздников, а также расчеты, на основании которых в мечетях -- в какой бы части света они ни находились— молящимся можно было бы безошибочно определить направление на Мекку. Никто не возражал и против шарообразности Земли, ибо в Коране по этому поводу попросту ничего не говорится ни «за», ни «против» (рис. 36). Один из самых знаменитых арабских астрономов и математиков (он стоял у истоков тригонометрии), аль-Баттани (умер в 928 году), утверждал, что наука звезд следует сразу же за религией, так как она является наиболее благородной и совершенной из наук, украшающей ум и формирующей интеллект, потому что она стремится к познанию божественного совершенства и единства Вселенной. Неоценимый вклад в развитие мировой астрономии внесли многие выдающиеся ученые мусульманского мира—представители разных народов: Хорезми, Бируни, Ибн Сина, Улугбек и др.
Чрезвычайно высокого уровня развития достигла астрономия в Древнем и Средневековом Китае, где она добилась впечатляющих результатов (рис. 37). Китайские ученые, которым мировая цивилизация обязана изобретением компаса и первых прообразов сейсмографов, составляли подробные звездные каталоги, вели учет появления комет и падения метеоритов (рис. 38), солнечных и лунных затмений, знали о наличии пятен на Солнце и даже зафиксировали первую в истории науки вспышку сверхновой звезды. Астрономические знания настолько внедрились в жизнь китайского общества, что там даже чеканились особые монеты с изображением знаков зодиака. Впрочем, такие же монеты были известны и в других странах Востока.
Небесные и земные явления, по представлениям китайских
астрономов, представляли собой неразрывное целое. Это получило
отображение в государственной религии и строго
регламентированных церемониях. Китай считался «Срединной
империей», то есть страной, находящейся в центре мира.
Китайский император объявлялся «сыном неба» -- гарантом
гармонии Неба и Земли с непременным условием следовать заветам и обычаям предков. Нарушение сложившегося равновесия в обществе приводит к беспорядку и в «небесных делах», о чем предупреждают знамения—кометы, метеоры, затмения, землетрясения.
Даже астрономическая терминология строилась в Китае на основе придворного церемониального языка. Например, одна из групп звезд называлась «Дворец», а отдельные звезды получали имена придворных сановников. В «Пурпурном дворце» (группа звезд Малой Медведицы в районе Северного полюса) самая яркая звезда (b Малой Медведицы) называлась «Небесный император», вторая по блеску звезда (g Малой Медведицы) -- «Наследник трона», следующая звездочка—«Императрица», а самая слабая звезда --
«Ось неба». Северный полюс и окружающие его звезды считались наиболее важной частью неба: там находилась его вершина и императорский престол.
Еще в Древнем Китае был составлен звездный каталог с
перечислением 118 созвездий и 783 звезд. Впоследствии
знаменитый астроном Чжан Хэн уточнил эти данные: он разделил
небесный свод на 124 созвездия и определил количество видимых
звезд - 2500. Всемирную известность получила средневековая
карта звездного неба, высеченная на большом камне и хранящаяся
в храме Конфуция в городе Сучжоу близ Шанхая (провинция
Цзянсу). На карте обозначены группы из 28 созвездий и названо
1565 звезд (рис. 39). Здесь же высечен пространный
космологический текст, где сказано, что Небо и Земля
первоначально представляли собой огромную туманность. Из нее выделились легкие и тяжелые элементы; первые образовали Небо, вторые -- Землю. Все космические явления естественного происхождения и подчиняются строгим законам. Небо круглое и вращается вокруг неподвижной четырехугольной Земли.
Солнце -- мужского рода и является хозяином всех других светил, подобно императору -- хозяину Поднебесной. Земная и небесная жизнь, Микрокосм и Макрокосм неразрывно связаны. Если на Земле царит мир, государство процветает, а император добр и милостив, то Солнце светит ярко и блестит. Если же земной император плох, несправедлив и совершает дурные поступки, то на Солнце появляются пятна. Луна—женского рода. Она -- главный небесный чиновник при небесном императоре—Солнце. Если на Земле царит порядок, то и с Луной все в порядке. Если же на Земле начинают нарушать законы, а чиновники—злоупотреблять властью, то и с Луной творится неладное: происходят затмения, а на небе появляются хвостатые звезды—кометы.
Китайские ученые пытались обосновать гармонию между Макро-и Микрокосмом и другим способом. В Древнем Китае существовала целостная философская теория о музыкальной ритмике Вселенной. В известном памятнике «Люши чунцю» (III век до н.э.) говорится о космогоническом процессе, порождающем первозвук, возникающий при образовании Неба и Земли. Затем возникает непрерывный каскад звуков, мелодий, ритмов, сопутствующих каждому новому циклу космического времени. Сам же Космос образует «тело музыки»*.
Что касается взглядов на строение Вселенной, то здесь отмечены разные подходы. Одним ученым она представлялась в виде яйца (космологическая идея, весьма популярная и в других древних культурах). Небо охватывает вещественный мир наподобие скорлупы; Земля же, точно желток, плавает в водной стихии— белке. Небо вращается вокруг полюсов; при этом китайцы, судя по всему, имели представление о нескольких полюсах -- двух географических и двух магнитных. Земля находится в постоянном движении, но люди не замечают этого, как команда в трюме плывущего судна (любопытно, что к точно такой же аналогии спустя много веков прибег Галилей при обосновании относительности движения). Другие ученые рассматривали небо как стеклянный колпак; оно вращалось, со всех сторон охватывая выпуклую Землю, но не касаясь ее.
Исключительный интерес к астрономии на протяжении веков и
тысячелетий всегда обусловливался практическими потребностями
-- навигацией, хронологическими расчетами, составлением
календарей, что, в свою очередь, диктовалось
сельскохозяйственными нуждами, укладом и ритмом общественной
жизни. Христианская церковь, как и мусульманская, оказывала
постоянную моральную и материальную поддержку астрономическим
изысканиям и публикациям, если они только не противоречили
официальной идеологической доктрине. Это было связано с чисто
прагматическими потребностями, в частности, определением
христианских праздников, особенно Пасхи. Именно данными
обстоятельствами была вызвана необходимость реформы устаревшего календаря, которую осуществил в 1582 году римский папа Григорий ХIII. По григорианскому календарю, получившему имя своего покровителя, основная часть человечества живет по сей день.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АСТРОНОМЫ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ «ЗВЕЗДНУЮ КНИГУ»» з дисципліни «Загальна астрономія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Торговля фиктивными товарами
Графіка
Період окупності
Наголос


Категорія: Загальна астрономія | Додав: koljan (09.04.2011)
Переглядів: 620 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП