«3.80. Стихия эфира, светящаяся цветом чистой морской волны, связана с Сада-шивой, ее биджа ХАМ. Фиксируй там (в вишуддхе) прану и читту два часа. Это эфирная дхарана, открывающая дверь к Освобождению. 3.81. Тот, кто знает эту акаша-дхарана-мудру, – настоящий йогин. Для него нет ни старости, ни смерти и он не подлежит растворению в пралайе». «Гхеранда Самхита» Йогину следует отправиться в горы или на берег океана, отыскать место, где есть широкое открытое пространство, где есть небесный простор, виден гори-зонт. Элемент пространства руководит областью от бровей и выше, за пределы те-ла, в пространство. 1. Следует расслабиться в позе сидя. 2. Отпустить себя, почувствовать себя подобно полому бамбуку, отбросить прошлое, оставить надежды и планы на будущее. 3. Глаза открыты, ум безмятежен, дыхание легкое. 4. Йогин смотрит, пристально устремив взор в пространство, выполняя шамбхави-мудру. 5. Затем следует впитать в себя кожей и дыханием элемент пространства и представить, как тело растворяется в нем. Следует размышлять о бесконечном мироздании и Единой Основе – пространстве, которое наполняет все. 6. Пространство насыщает тело, энергию и сознание, словно пропитывая его. Йогин остается в нераздельном единстве созерцания и пространства, все больше объединяясь с пространством, открывая истинную Природу Ума, подобную про-странству. Уходят дисбалансы ветров, растворяются клеши и засоры в нади, растворя-ются эмоции и беспокоящие мысли. Ум распахивается и становится пустым, не связанным ни с чем. Уходит отождествление с маленьким эго, привязанность к усилию уступает место спонтанно-расслабленному безусильному присутствию. Йогин должен насытить тело, ум, прану пространством и полностью слиться с ним. Медитация на пространство прямо вводит в Природу Ума и является наи-лучшим методом для открытия созерцания. Если нет возможности найти открытое пространство, следует опираться на воображение: 1. Йогин представляет себя в прозрачно-чистом голубом небе. 2. Йогин парит в пустом пространстве, ощущая свою позу устойчивой. Затем он постепенно сливается с прозрачной пустотой, впитывая ее каналами тела, плотью. 3. Затем пространство входит в центральный канал и локализуется в центре груди, в духовном сердце. 4. Затем растворяется в сознании и йогин пребывает как чистое пространство сознания. Сиддхи Способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку Вселенной. Смешивание трех пространств «Ты – воистину Реальность, безграничная как пространство». «Авадхута Гита» (68) Осознавание – это нерожденное пространство вне всяких концепций. Пробу-диться к осознаванию этого пространства – это означает открыть естественное состояние, войти в созерцательное присутствие. Обычно говорят о трех видах пространства: ~ внешнее пространство (бхут-акаша), которое включает в себя всю видимую Вселенную, пять элементов, звезды, планеты. Это пространство, в котором нахо-дится все внешнее по отношению к нашему сознанию; ~ внутреннее пространство (чит-акаша) – это пространство, которое включа-ет в себя наш ум, память, подсознательные впечатления, тонкие тела, которое содержит в себе внутренний свет осознавания; ~ третий вид пространства (хрид-акаша) – тайное сердечное пространство, это Ясный Свет как таковой, который проявляется вне двойственности, он от-крывается внутри, но на самом деле он пронизывает также все снаружи. Это тайное пространство потому, что в него возможно войти только в состоянии са-мадхи. Внешнее пространство можно сравнить с безграничным пространством Все-ленной. Оно подобно вселенской Пустоте, вселенскому вакууму или чистому небу: ни облаков, ни каких-либо примесей, тумана или чего-либо еще, затме-вающего его. Это бесконечное пространство Вселенной, включающее в себя планеты, звезды, галактики, метагалактики, безграничные вселенные, которые не имеют никаких ограничений сверху, снизу, справа или слева. Пространство, у которого нет никаких границ, является внешним пространством. Внешнее про-странство Вселенной дает нам пример, намекая на природу пространства внутри сознания (чит-акаша). Именно внешнее пространство Вселенной мы используем для того, чтобы узнать внутреннее пространство. Внутреннее пространство – это Природа «Я», Природа Ума, наше глубинное осознавание в его собственной чистоте. Оно полностью пустотно, свободно от каких-либо мыслей, переживаний, образов, визуализаций, это чистое сознание в его первозданном виде. Наконец, тайное пространство (хрид-акаша) – это открытие исконного осоз-навания Ясного Света, это познание недвойственности, высшее состояние (Са-хаджья). Когда пространство используется в качестве примера для внутреннего осоз-навания, имеется в виду его следующие качества: пустотность, незапятнывае-мость. Пространство находится вне рождения, роста, становления и разрушения, вне трех качеств, которые обычно сопровождают появление грубых физических элементов. Пространство не опирается ни на что, полностью пустотно, в нем нет никаких качеств, на которых ум мог бы зафиксироваться, поэтому внешнее про-странство называют «самое высшее мурти». Когда йогин медитирует на вселенскую форму Абсолюта (Вират-рупу), он сосредотачивается именно на пространстве, которое является основой для всех других элементов. Пространство не зависит от времени, оно бесконечно, безгра-нично и не имеет каких-либо ограничений. Настройка на внешнее пространство Для того, чтобы настроиться на внешний образ пространства, следует меди-тировать на чистое небо без облаков. Если такое пространство не находится, можно медитировать на зеркально ровную поверхность моря или океана. Если же нет возможности найти чистое пространство вовне, следует размышлять о безграничности Вселенной, о безграничности всепроникающего бесконечного вселенского пространства, таким образом расширять свое сознание. Медитируя над внешним пространством чистого неба, океанской глади или над вселенским пространством, йогин расширяет свое сознание, получая представление о внут-реннем пространстве, которое находится в его сознании. Поиск внутреннего пространства Когда такое расширение достигнуто, следует перейти к практике внутреннего пространства. Работа с внутренним пространством открывает нам пустотную сущность «Я». Наконец, когда пустотная сущность открыта, йогин пробуждается к тайному пространству, тому сокровенному, что находится внутри него всегда, но что час-то затмевается потоком двойственных мыслей. Когда йогин размышляет над внешним пространством, он должен думать, что грубые физические элементы претерпевают различные стадии: ~ появление, ~ рост, ~ сохранение, ~ разрушение. Однако само пространство, которое является Единой Основой для этих эле-ментов, не проходит сквозь эти стадии и находится вне них. Таким образом, он убеждается, что Пустотная Основа, в которой появляются, развиваются, живут и затем уничтожаются различные элементы Вселенной, от мельчайших атомов до скоплений галактик и звезд, не претерпевает никаких изменений: не рождается, не растет, не развивается, не разрушается и не умирает. Таким образом, он про-буждается к Единой Основе всех явлений. Элемент пространства является самым тонким. Земля, вода, огонь и воздух являются более грубыми, поэтому их можно наблюдать. Когда же йогин наблю-дает пространство в качестве их Единой Основы, он внезапно пробуждается к осознаванию пустотности всех элементов. Тогда он понимает, что не только про-странство находится вне появления, роста, сохранения и разрушения, но также подлинная сущность всех элементов, Исконная Пустотность, также находится вне появления, роста, вне сохранения и разрушения. Когда йогин понимает это, внезапно он пробуждается к тому, что ничто во всей видимой Вселенной никогда не появлялось, никогда не развивалось и нико-гда не уничтожалось. Он приходит к пониманию, что все видимые феномены – не более чем рябь на глади вселенского океана. Эта рябь настолько незначитель-на по сравнению с гладью вселенского океана, что ее не следует отделять от пус-тотной сущности океана. Когда йогин обнаружил это, это указывает на то, что он открыл исконное пространство, Пустотную Основу всех внешних проявлений. Тогда наступает черед медитации на внутреннее пространство сознания. Концентрируясь на чув-стве «я», занимаясь Атма-вичарой, анализируя мысль «ахам-вритти», йогин за-дает вопрос: «Кто я? Что есть природа моего сознания?». Анализируя природу сознания, он убеждается в пустотности природы сознания. Ощущения, мысли, эмоции, идеи словно наложены на пустотность исконного осознавания, но само осознавание пустотно, светоносно, пребывает вне всяких качеств, времени, вне двойственности. Смешивание двух пространств Когда йогин пробуждается к Пустотной Основе своего сознания, он также убеждается, что его сознание подобно пространству, и оно также находится вне рождения, роста, вне становления или разрушения. Внезапно ум йогина пробуж-дается к тому, что и внешнее, и внутреннее пространство не появляются, не рас-тут, не развиваются, не исчезают. Он понимает, что все это – Единая Основа, и между внутренним и внешним нет никакой разницы. Тогда у него зарождается союз пустотности, подобной пространству, и осознанности. Когда такая пустотность и осознанность пробудились, это состояние называ-ют «раса», «вкус» недвойственности, который йогину следует пестовать. Пони-мание этого факта – это самый главный момент в жизни йогина. Заблуждающиеся существа сансары, пребывающие в неведении, запутыва-ются среди грубых элементов, которые подвержены появлению, росту и разру-шению. Не понимая факт Единой Основы внутреннего и внешнего, они разделя-ют внешнее и внутреннее пространство на внешнюю Вселенную и собственное пространство. Когда происходит понимание единства внутреннего и внешнего пространст-ва, того, что оба они представляют собой пустотность и основу для всех феноме-нов сознания или внешней Вселенной, тогда возникает состояние Просветления. Просветление есть ничто иное, как понимание единства Пустотной Основы внутреннего и внешнего. Просветление всегда связано с пониманием принципа пространства. Если принцип единства внутреннего и внешнего пространства не достигнут, то нет Просветления. Когда йогин открывает это пространство и спонтанно находится в нем, гово-рят, что он находится в естественном состоянии (Сахаджья), поскольку это со-стояние пространства естественно присуще всем живым существам. Нет ни од-ного объекта во Вселенной, живого существа от демонов до богов, от пылинки и мельчайшей частицы до метагалактики, которая не основывалась бы на этом со-стоянии пустотного пространства. Когда йогин медитирует на вселенскую форму в виде пространства (Вират-рупу), он приближается к тому, чтобы узнать собственное внутреннее осознава-ние, подобное пустотному пространству. Занимаясь Атма-вичарой, йогин откры-вает собственное осознавание, не обладающее качествами и признаками. Нако-нец, когда Духовный Учитель прямо знакомит ученика с видением, передавая состояние, «как оно есть», вводя ученика прямо в него, йогин пробуждается к осознаванию недвойственности, единства внутреннего и внешнего пространства и открывает тайное состояние ума (хрид-акаша). Когда тайное состояние ума открыто, вся дальнейшая жизнь йогина заключа-ется в том, чтобы смешивать эти три вида пространства: ~ внешнее пространство Вселенной, подобное безграничному космическому пространству, ~ внутреннее пространство осознанности, ~ единое пространство осознавания, объединяющее внутреннее и внешнее. Когда йогин выполняет такую практику смешивания, это называется «сме-шивание трех пространств».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Слияние с элементом пространства» з дисципліни «Йога»