Много лет назад, когда я только начинал изучать астрологию, я почувствовал, что должен работать в некотором непосредственном контакте с людьми, но не представлял, какую форму это должно было принять. Я знал, что астрология может быть ценным орудием практически в любом виде работы с людьми, но не имел желания быть известным как «астролог». По сути, я сопротивлялся присвоению этого ярлыка в течение многих лет и — в некоторых отношениях — по-прежнему продолжаю поступать так. Хотя сейчас, зарабатывая на жизнь исключительно благодаря активностям, связанным с астрологией в течение многих лет, я привык к известности у публики как «астролога» (и, действительно, мне стало довольно комфортно с этим ярлыком), я все же настаиваю на том, что моей основной функцией в диалоге один-на-один является функция советчика или консультанта, и я просто пользуюсь астрологией как основным орудием в этой работе. При наличии большого количества планет в седьмом доме моей натальной карты консультирование один-на-один происходит естественно и легко и стало весьма насущной частью моей жизни, а также глубоким обучающим опытом. И мне все больше кажется, что, даже если бы я никогда не познакомился с астрологией, я бы тем не менее имел дело со многими людьми прямым и персональным образом. Эти мысли недавно появились из очень четкого осознания, что это не астрология значит так много, как сам астролог. Практика астрологии является индивидуализированным искусством, а «астролог» в первую очередь человеком, к которому другие, по различным причинам, обращаются за помощью, руководством или разъяснением. Я вскоре возвращусь к этой линии мысли, но сначала для начинающих астрологов может быть полезно кратко упомянуть о процессе, через который я прошел в поисках имеющей смысл рабочей структуры и значимого подхода к астрологии и консультированию в целом.
Поскольку, как я уже упоминал, я не имел желания быть известным как «астролог» со всем нереалистическим, пренебрежительным или напыщенным подтекстом этого термина для многих людей, я вполне естественно решил, что должен получить докторскую степень в психологии, стать «психологом» и — получив подтверждение моей идентичности в обществе и надежную нишу — выполнять потом тот вид консультирования и терапевтической работы, который мне хочется, с помощью или без помощи астрологии. Поэтому, я начал занятия в аспирантуре с идей продолжения потом работы над докторской степенью. Однако, мне скоро стало очевидно, что даже «либеральные» и «непредубежденные» профессора, с которыми мне приходилось общаться, просто не могли иметь дело с идеей астрологии и всеми ее окончательными ответвлениями. Они становились отчасти нервозными, когда я говорил об этом, и было ясно, что они страдали от некоего ментального и эмоционального несварения, когда сталкивались с необходимостью усвоить идею, столь чуждую для их обычного образа мышления. Основной причиной такого несварения, я думаю, является просто жесткость эго, которая накапливается, когда жизнь человека основана на предположении, что человек контролирует все аспекты судьбы.
Короче говоря, программу на получение степени магистра гуманитарных наук я закончил только благодаря невероятному упорству и применению всех своих способностей убеждения (прогрессивное Солнце в квадратуре с натальным Сатурном) и благодаря помощи одного отчасти сочувствующего профессора (тройной Рак!). И примирился с большой вероятностью, что ни одна программа на получение докторской степени в стране не подойдет к моей достаточно бунтарской и сомневающейся натуре. Я также увидел, что из всех «личностных теорий», терапевтических приемов и экспериментальных исследований, с которыми мы имели дело в академических психологических кругах, вероятно, лишь десять процентов имели какую-либо уместность к тому, что я воспринимал реальной жизнью. Это не означает, что астрологи не должны изучать эти десять процентов; фактически, я полагаю, что они не только должны, но, вероятно, будут очень плохими консультантами, если не будут делать этого. Я часто слышал, как многие астрологи задавали подобный вопрос: «Вы не думаете, что астрология включает всю психологию?» Конечно, астрология, поскольку это всесторонний символический язык жизни, имеет в конечном счете инструменты, чтобы символизировать все фазы психологического опыта. Но подтекст заявлений или вопросов, как приведенный выше, таков: поскольку астрология так велика, не будет ли удобнее просто игнорировать это раздражение, называемое психологией? Это подобно высказыванию, что вы предпочитаете христианство индуизму. В конце концов, они оба имеют дело с Богом, не так ли? Такие заявления основаны на предположении, что астрология это вера, подобно религии. Вы просто выбираете одну и отвергаете другие. Эта позиция игнорирует тот факт, что астрология и психология это просто различные подходы к жизни, к пониманию внутренней деятельности индивидуума. Они могут сильно способствовать друг другу, и работа многих астрологов-новаторов доказывает ценность этого динамического смешения этих двух дисциплин.
Я бы первый согласился, что многие психологические теории и терапевтические системы основаны на предположениях, которые являются неверными или даже нелепо ограниченными. Они часто просто отражают особое предубеждение теоретика, который разрабатывал их, и — если вы разделяете это предубеждение, этот подход к жизни — вы можете обнаружить, что идеи этого человека совместимы с вашими собственными. Многое в психологической теории основано не на космической истине, а скорее на проекции несоразмерностей и полуправды. Это неизбежно, когда любой человек пытается спроектировать теорию или систему для описания и объяснения функционирования человека, не имея универсальной перспективы, чтобы основать на ней свои концепции. Поэтому, хотя я считаю, что многие астрологи могут извлечь пользу из психологической подготовки и знакомства с определенными психологическими теориями, при этом идеализации психологии нельзя позволять происходить. Психологи, как профессиональная группа, спотыкаются в темноте больше чем астрологи. В большинстве случаев карта рождения может пролить свет на факты опыта, но не на первичные причины; и психологические теории также редко показывают первичные причины! Поскольку, когда дело доходит до первичных вещей, до ответа на глубочайшие почему клиента, это момент, когда практика астрологии становится искусством консультирования, момент, когда конкретные религиозные, духовные и философские предположения или убеждения астролога имеют свое влияние. И, чем больше астролог-практик осознает этот факт, тем больше он может принять полную ответственность за качество работы и тем больше он может начать открываться к непосредственному осознанию действия великой цели.
Мою позицию по отношению к моей работе в это время выразить трудно. Я не отождествляюсь ни с термином «психолог», ни с ярлыком «астролог». Я рассматриваю мою работу с клиентами как работу консультанта, кого-то, кто направляет других к видению глубочайшего значения их жизненного опыта, функция, которая, как я полагаю, должна быть одной из основных целей работы любого астролога. Я рассматриваю астрологию как невероятно ценное, внушающее благоговейный трепет орудие для помощи человеку более полно жить и понимать жизнь, но для меня это не религия и даже не образ жизни. Это индивидуализированное искусство, и также как наше использование астрологии может помочь другим с обострившейся ясностью осознать свою индивидуальную уникальность, творческие способности и потенциал роста, так она может помочь и практику обнаружить в себе ту сущность творческой цели, которая неизбежно переступает пределы всех ярлыков или профессиональных притязаний. Другими словами, я полагаю, что любой, кто обнаруживает, что его творческая цель толкает его к практике астрологии как профессии, должен осознать, что ему дана привилегия служить проводником для других, старающихся найти свой путь среди штормов, водоворотов и кораблекрушений жизни в материальной плоскости. Какой ярлык он носит, это реально имеет мало значения. Он может быть назван психологом, астрологом, консультантом, советчиком, другом, хорошим соседом и т.д. Что имеет значение, так это качество работы, качество сознания, которое пропитывает и освещает глубинные персональные встречи человека с другими.
Так что сейчас, когда мои студенты спрашивают меня, как стать профессиональным астрологом, ходить ли в школы, посещать ли курсы, присоединяться ли к организациям или проходить экзамены, я говорю им: все, что имеет значение, это ВЫ. Это не астрология сама по себе, изолированная от вас. Вы не должны становиться компьютером, наполненным бессмысленными данными и тысячами байт информации. Несомненно, вы должны изучить основы, познакомиться с различными направлениями астрологии и разнообразными школами мышления, которые имеют дело с различными подходами и интерпретационными методами. Но все это просто фон, основа, на которой вы строите себя, вашу работу, вашу существенную структуру, через которую может течь ваша творческая энергия. Выполняя работу, вы учитесь делать работу, которая требуется от вас. Будучи таким, как вы есть, вы становитесь таким, как вы есть. Здесь нет магического момента, когда все магические измерения попадают на места и подтверждают, что вы теперь настоящий астролог. Если вы собираетесь зарабатывать на жизнь, проводя консультирование с другими, они придут к вам, потому что вы такой, как вы есть, а не просто потому, что вы знаете то, что вы знаете. Как сказал Юнг, это личность «врача», которая имеет или не имеет целительный эффект. «Система», которую вы используете, в конечном счете становится не относящейся к делу, поскольку то, что становится важным, так это факт, что вы используете вашу персональную систему, рожденную вашим опытом: ВЫ являетесь системой, каналом, через которое течет ваше сознание.
Мой опыт и мое недавнее осознание побуждают меня сказать, что астрология должна рассматриваться и использоваться как часть консультирования, а не как что-то автономное и изолированное от сокровенных диалогов оказывающих помощь профессий. Астрология, если она не применяется для определенного человека и для определенной ситуации, не может быть использована в полную силу. Фактически, я считаю, что многие астрологи (и каждый практикующий астролог испытал это в некоторой степени, осознавая или нет, то, что произошло) теряют перспективу того, что они делают, и того, в чем заключается их существенная цель, слишком поглощаясь астрологическими деталями, головоломками или бесконечными математическими или «эзотерическими» особенностями. Трудно держать все время в уме мириады деталей и, по-видимому, несвязанных фактов, сохраняя при этом фокус на целостности человека, с которым мы имеем дело, и на эффекте и значении наших заявлений. Прекрасная черта работ Дэйна Радьяра заключается в том, что он продолжает напоминать нам о великой цели астрологической работы и о целостности индивидуального человека. Но мы слишком часто говорим: «Это великая мысль!», а затем забываем вживить это осознание в нашу работу. Люди это создания привычки, и, если астролог не будет постоянно исследовать себя и постоянно заново определять и прояснять цель своей работы, то он практически неизбежно скатится в некоторую привычную колею, которая со временем помешает ему сохранять открытость, необходимую для полезной консультационной работы.
Эта открытость является столь необходимой, потому что, как я считаю, астролог служит каналом для измерения порядка, знания и понимания, которое обычно недоступно другим консультантам. Через линзу карты рождения астролог может научиться фокусировать свое сознание таким образом, что он начинает знать вещи или, по крайней мере, ощущать вероятность вещей, которые он не может логически вычислить, неважно сколько математических формул он может при этом использовать. Когда практик тщательно и глубоко продолжает использовать астрологию в течение ряда лет, он обнаруживает, что интуиция может обостриться, психическая восприимчивость может возрасти, а его чувство изумления может превысить все границы. До известной степени, астролог-консультант часто функционирует как медиум, антенна, протянутая в космос и настроенная на измерения опыта, для которых часто нет готовых психологических терминов или, временами, даже логических объяснений. Следовательно, идеалы, ценности, намерения, мотивации и — в целом — чистота канала имеют большое влияние. Это, больше чем любая другая причина, объясняет, почему практика астрологии, в ее лучшем проявлении, является полностью индивидуализированным искусством, которое никогда не может быть компьютеризировано, догматизировано или — что, вероятно, удивительно — выучено тем способом, как преподаются другие «предметы».
Астрология, использованная упомянутым выше путем, служит для практика как метод персонального усовершенствования и эволюции, средство развития тех внутренних сил и способностей, которые находятся в скрытом состоянии у большинства людей. Но как человек начинает достигать этой настройки на другие измерения (символизируемой в карте астролога сильным акцентом транс-сатурнианских планет)? Ответ, я считаю, заключается в открытости (которая неизбежно предотвращает высокомерие), соединенной с тщательной и постоянной практикой. Человек должен поддерживать настройку через постоянное использование этих развивающихся способностей или же, если он собирается «делать карту» только раз в месяц или где-то около этого, весь импульс роста этих новых способностей будет потерян. Поэтому, когда мои студенты, которые хотят быть «профессиональными астрологами», выражают это желание мне, я часто спрашиваю, сколько карт они делают в неделю. Просто ли они читают книги или начинают применять теории непосредственным образом, проверяя все и усваивая составляющие сущность значения астрологических факторов через персональный опыт? Если они говорят, что делают две карты в неделю, я прошу их делать три или четыре. Только через постоянную и глубокую практику такое трансцендентное и требовательное искусство, как практика астрологии, может стать вполне доступным и практически полезным.
Человек ничего не получает даром. Отдыхающему с пятницы до понедельника астрологу очень трудно быть достаточно настроенным и приобрести достаточный опыт, чтобы делать работу высокого качества. Например, если вы больны, захотите ли вы обратиться к врачу, который практикует медицину только в свое свободное время? Я не хочу становиться слишком категоричным, но мне кажется ясным, что для того, чтобы достичь высшего уровня астрологической практики, человек должен иметь очень большой практический опыт, чтобы обеспечить глубину и широту, необходимую для достижения точной перспективы индивидуальных ситуаций клиентов. Если мы имели дело только с десятками карт в нашей жизни, и все это карты друзей или родственников, мы реально имеем очень маленький опыт, к которому можно прибегнуть. Поэтому, если кто-то, например, спрашивает нас, чего следует ожидать, когда транзитный Уран проходит через Десцендент, и единственный опыт, который мы имели с этим фактором, был развод тети Молли с дядей Биллом, мы можем легко акцентировать вероятность развода как возможной манифестации этого временного периода, игнорируя тот факт, что революционное изменение позиции по отношению к партнерству может на самом деле быть хорошим для брака этого человека.
Аналогичным образом, астрологу легко впасть в привычку ожидания наиболее сенсационной, проблематичной или травматической манифестации любой астрологической конфигурации. Эта склонность к негативной позиции возникает из-за того, что астролог-консультант — подобно другим оказывающим помощь профессионалам — естественно сталкивается с проблематичной стороной вещей. Большинство клиентов астролога обращаются за консультацией, потому что они чувствуют, что существует проблема, трудное решение, которое нужно принять, или чувство неудовлетворенности или беспокойства, которое они хотят прояснить. А как насчет остальных миллионов людей, которые никогда не просят помощи, которые никогда не обращаются на прием к любому человеку оказывающей помощь профессии? Несомненно, они также имеют свои взлеты и падения, свои кризисы и конфликты. Они, конечно, тоже испытывают периоды транзитов и прогрессий четырех внешних планет, о которых часто говорится как о «трудных». Что они испытывают во время этих циклов? Я считаю, что добросовестному астрологу необходимо предпринимать активные усилия для поиска других, чем клиенты, людей, строить их карты, устанавливать диалог с ними, чтобы проверить, какими могут быть иные возможные манифестации этих кризисных периодов, и чтобы расспросить их относительно их персонального опыта во время этих важных периодов изменений. Любой человек оказывающих помощь профессий может легко развить довольно одностороннее представление других людей, если он не будет заботиться о сохранении баланса между общением с теми, кто имеет очевидные проблемы, и обычными приятелями, которые совершенно далеки от его работы.
Фактически, вся проблема изоляции, которая часто становится жребием людей оказывающих помощь профессий, с большой глубиной рассмотрена в книге Adolf Guggenbuhl-Craig Power in the Helping Professions. Ее автор является президентом правления института К.Г.Юнга в Цюрихе, его обширный опыт в процессе диалога в консультировании и терапии находит свое отражение в необычайной глубине понимания, освещающей всю эту работу. Автор ясно показывает, как роль консультанта, врача или целителя может серьезно портить отношения человека в частной жизни и как она может и очень часто приводит к тому, что человек без своего ведома становится тем самым «шарлатаном» или «ложным пророком», каким, как он считает, являются другие. Другие главы этой книги рассматривают следующие важные темы для консультантов: как эффективно справиться с проблемами, созданными ролью «целителя»; необходимость в самопознании и честном самоанализе, если человек хочет остаться персонально интегрированным, а также эффективным в своей работе; проблема интимности в консультационной ситуации. Короче говоря, эта книга представляет полное обсуждение практически всех обычных проблем, с которыми сталкивается консультант не только в своей профессиональной работе, но и в частной жизни. Я очень рекомендую прочесть ее тем, кто проводит или планирует развивать персональную консультационную практику.
Перед тем, как перейти к обсуждению других соображений, относящихся к теме астрологии и консультирования, кажется уместным упомянуть цитату, представляющую часть пришедшего сегодня письма от далекого корреспондента. Можно, несомненно, считать синхронным явлением, что, во время написания этой главы я получил письмо со следующей цитируемой выдержкой:
Консультирование является настолько эффективным, насколько эффективно живет терапевт… Если консультирование не является образом жизни, тогда это игра технических приемов.
Carkuff and Berenson Beyond Counseling & Therapy
Я думаю, что мы можем аналогичным образом сказать, что практика астрологии как искусство человек-человек является настолько эффективным, насколько эффективно живет астролог, и что, если наша астрологическая практика не интегрирована в наш образ жизни, тогда она становится простой игрой «техник», техник, которые, хотя, вероятно, любопытны и занимательны, в конечном счете бессмысленны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Астролог & консультирование» з дисципліни «Астрологія та психологія»