ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Акмеологія » П'ять травм, які заважають бути собою

Травма несправедливости
Несправедливость — это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явлении. Справедливость — это оценка, признание, уважение прав и достоинств каждого человека. Сино-нимы слова «справедливость» — честность, равноправие, правильность, корректность, неприкос-новенность.
Таким образом, человек испытывает несправедливость, когда не видит признания своего достоинства, не чувствует уважения к себе, когда ему кажется, что он не получает того, что заслу-живает. Травма несправедливости может быть обусловлена мыслью, что у нас есть больше мате-риальных благ, чем у других людей, но чаще бывает обратное — нам кажется, что у нас благ не-достаточно.
Эта травма пробуждается в период развития индивидуальности ребенка, то есть в возрасте приблизительно от трех до пяти лет, когда он осознает, что является человеческим существом, отдельной целостной сущностью со своими особенностями.
Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может быть целостным и неприкосно-венным, не может самовыразиться и быть самим собой. Он переживает эту травму главным обра-зом с родителем своего пола. Он страдает от холодности этого родителя, то есть от его неспособ-ности выражать себя и чувствовать другого. Я не говорю, что все родители детей, страдающих травмой несправедливости, обязательно холодны; речь о том, что такими их воспринимают дети.
Ребенок страдает также от властности родителя, от его постоянных замечаний, строгости, нетерпимости и от его конформизма. В большинстве случаев этот родитель и сам страдает от та-кой же травмы несправедливости. Возможно, она приняла у него другие формы или переживается при других обстоятельствах, но она есть, и ребенок ее чувствует.
Мне не раз приходилось слышать от личностей ригидного типа, что в отрочестве у них были нормальные, даже дружественные отношения с родителем своего пола. Но, с другой стороны, эти отношения оставались поверхностными, ни родитель, ни ребенок не говорили о своих чувствах.
Душа, избравшая возвращение на Землю с целью излечения травмы несправедливости, нахо-дит себе и родителей, которые помогут ей восстановить контакт с этой травмой, — ею страдает по меньшей мере один из родителей. Реакция, на несправедливость заключается в том, чтобы отре-зать, отгородить себя от испытываемых переживаний, рассчитывая таким образом обезопасить себя.
Защитная маска, которую ребенок создает в таких случаях, — ригидность. Даже если чело-век отрезает себя от собственных переживаний, это не значит, что он ничего не чувствует. Наобо-рот, ригидные личности очень чувствительны, но они развивают в себе способность не ощущать своей чувствительности и не показывать ее другим. Они умеют убедить себя, что их ничто не ка-сается. Поэтому выглядят они холодными и бесчувственными.
Из пяти изучаемых нами характеров ригидные больше других склонны скрещивать руки на груди. Этим приемом они блокируют область солнечного сплетения — чтобы не чувствовать. Дру-гой способ не чувствовать — черные одежды. Ранее я говорила, что беглец тоже любит одеваться в черное, но у него иная причина: он хочет исчезнуть. Люди, у которых есть и травма покинутого, и травма несправедливости, носят обычно только черную или очень темных цветов одежду.
Ригидный добивается правильности и справедливости любой ценой. Стремясь к совершенст-ву во всем, он пытается таким образом всегда быть справедливым. Он считает, что если то, что он говорит или делает, совершенно, то тем самым оно и справедливо. Ему чрезвычайно трудно по-нять, что, действуя безукоризненно (по его собственным критериям), он может в то же время быть несправедливым.
Тот, кто страдает от несправедливости, больше других склонен завидовать тем, кто, по его мнению, заслуживает меньше, а получает больше. Он обычно убежден, что другие завидуют, когда ему везет. Ревность, которую не следует путать с завистью, более присуща зависимому и контро-лирующему. Зависимый ревнует потому, что боится быть покинутым, контролирующий же боится предательства.
Маска ригидного отличается прямым, ригидным и, нередко, совершенным корпусом. Тело-сложение пропорциональное, плечи прямые и по ширине одинаковы с бедрами. Ригидный тоже может набирать вес с годами, но тело его остается пропорциональным. Причина увеличения веса объясняется в предыдущей главе.
Я должна подчеркнуть, что ригидный больше, чем кто-либо, боится увеличения веса. Он пойдет на все, лишь бы не потолстеть. Не любит он и большого живота; стоя, всегда старается втянуть свой живот. Ригидная женщина склонна считать, что женщина без живота не совсем есте-ственна. Женское тело должно отличаться округлостями, в противном случае оно не женственно.
Ригидные — и мужчины, и женщины — часто отличаются красивыми округлыми ягодицами. Для женщин характерен маленький рост. Все ригидные любят обтягивающую в талии одежду или тесные пояса. Им кажется, что обтягивая, зажимая свою талию (область солнечного сплетения, то есть эмоций), они будут меньше чувствовать. Характер у них живой, движения динамичны.
В то же время эти движения несколько ригидны, недостаточно гибки и выдают определен-ную замкнутость, закрытость: ригидная личность, например, неохотно отводит руки от корпуса. Типичными чертами ригидных являются чистая кожа и ясный, живой взгляд; челюсти обычно сжаты, несколько жесткая шея гордо выпрямлена — иногда на ней видны напряженные сухожи-лия.
Если у тебя есть все указанные выше физические особенности, это означает, что ты страда-ешь глубокой травмой несправедливости. Если же ты находишь у себя лишь отдельные характе-ристики, то эта травма не столь серьезна.
Уже в детском возрасте ригидный замечает, что его ценят больше по тому, что он делает, а не за то, что он собой представляет. Даже если это не всегда так, он все равно в это уверует. А по-этому становится трудолюбивым, исполнительным и привыкает выбираться из трудных положе-ний самостоятельно и быстро. Он прилагает все усилия к тому, чтобы не иметь проблем.
Даже когда он полностью погружен в себя, предпочитает отрицать это, стараясь избежать сопутствующих такому погружению страданий. Он очень оптимистичен, часто излишне. Думает, что если почаще повторять: «Нет проблем», то быстрее будут преодолеваться трудные ситуации. Впрочем, он делает все, чтобы преодолеть их самостоятельно. Помощи просит только в самом крайнем случае.
Когда случаются непредвиденные события и разочарования, он продолжает говорить: «Нет проблем». Ему удается хорошо скрывать от себя и от других то, что он чувствует на самом деле, и создавать видимость полной безмятежности.
Ригидному, как и контролирующему, часто не хватает времени, но по разным причинам: ри-гидному слишком хочется, чтобы все было безупречно, а контролирующий слишком занят делами других. Ригидный тоже не любит опозданий, но часто опаздывает из-за того, что у него уходит много времени на приготовления.
Когда ригидный убежден в своей правоте перед начальником или другим лицом, которое считается авторитетом в данном вопросе, он оправдывается и защищается до тех пор, пока его правота не будет признана. Он боится начальников и авторитетов, потому что с детства усвоил, что они всегда правы. Когда в его правоте сомневаются и задают много вопросов, чтобы прояс-нить дело, ригидный, будучи уверен в своей правоте и честности, воспринимает это как допрос и испытывает чувство несправедливости.
Поскольку он всегда добивается справедливости, для него очень важно убедиться, что он за-служил то, что получает. Заслужить, по заслугам, по достоинству — ключевые понятия у ригидно-го. Заслужить — значит получить надлежащее вознаграждение за хорошую работу.
Если он получает слишком много, больше, чем, по его мнению, он заработал, то считает, что не заслужил этого, и находит способ потерять полученное. Самые ригидные доходят до того, что вообще отказываются что-либо получать: по их мнению, заслужить вознаграждение можно только безупречным исполнением работы.
Давая объяснения, ригидный старается, чтобы все подробности были точными, правильны-ми, но используемые им выражения далеки от этого, так как он склонен к преувеличениям. Он по-стоянно употребляет слова «всегда», «никогда» и «очень». Например, ригидная женщина говорит мужу: «Тебя никогда нет, ты всегда задерживаешься!»
Она не понимает, что, высказываясь таким образом, она проявляет несправедливость: очень редко бывает так, что какая-то ситуация повторяется всегда или не возникает никогда. У ригидно-го, о чем бы он ни говорил, часто все бывает очень хорошо, очень плохо, очень специфично и т. п. Однако он не любит, когда эти слова употребляет кто-нибудь другой — он обвинит его в преуве-личении, в неправильном использовании слов.
Религия влияет на ригидного больше, чем на людей с другими травмами. Для него добро и зло, правда и неправда — очень важные категории. Можно сказать, что они направляют его жизнь. Это заметно и в его речи. Он часто начинает фразу вводным словом «хорошо», уверяя тем самым себя, что все, что он скажет, будет хорошо и правильно.
Заканчивает вопросом: «Ты согласен?», чтобы удостовериться в правильности сказанного. Он употребляет много слов, заканчивающихся на -о: справедливо, точно, верно, надежно, вероят-но и др. Он может также сказать: «Это не ясно» — потому что любит ясные и точные формули-ровки.
Когда ригидный взволнован, он старается этого не показывать, но угадать его волнение лег-ко по тону голоса — сухому и напряженному. Чтобы скрыть свою чувствительность и эмоции, он прибегает к смеху. Он легко смеется по пустякам, которые никто не находит смешными.
Когда ригидного спрашивают, как дела, он неизменно отвечает: «Прекрасно!» Ответ следует очень быстро, так как он не хочет давать себе время почувствовать правду. Когда в дальнейшем разговоре сам же он расскажет о событиях, которые не вполне вписываются в этот ответ, и кто-то скажет ему: «Ты же вроде бы говорил, что у тебя все прекрасно?», то он ответит, что на самом деле для него это все не проблемы.
Страх ошибиться очень силен у ригидного. На моих занятиях я только от ригидных слышала вопросы: «Скажите, я правильно делал(а) упражнения?» Вместо того чтобы проверить свои ощу-щения во время упражнений, выяснить, чему эти упражнения учат, они интересуются прежде все-го, правильно ли они их делали.
Я заметила также, что, когда я говорю о какой-то форме поведения или внутренней установ-ке и ригидный вопринимает ее как очередной свой недостаток, он перебивает меня на полуслове: «А что же с этим теперь делать?» Он хочет узнать секрет фокуса, с помощью которого можно мо-ментально достичь совершенства. Если же он не совершенен, то будет контролировать себя, чтобы никому не показать только что обнаруженный недостаток.
Он не понимает, что несправедлив к самому себе, поскольку требует от себя слишком много. Он хочет все уладить немедленно. Он не дает себе времени хорошенько прочувствовать ситуацию, не позволяет себе быть человеком и иметь человеческие недостатки, с которыми предстоит пора-ботать.
У лиц, носящих маску ригидных, я заметила склонность легко краснеть, когда они рассказы-вают что-то и чувствуют при этом свою «некорректность». Это может происходить, например, ко-гда такой человек рассказывает мне, как ему трудно простить г-на А., причинившего ему зло, или рассказывает плохое о г-не Б., которого терпеть не может, — и чувствует свою несправедливость.
Эта реакция сразу показывает, что человек стыдится сам себя, стыдится того, что он сделал или не сделал. С другой стороны, он не знает, что краснеет именно по этой причине, а иногда во-обще не замечает, что краснеет. У ригидных и беглецов чаще других возникают проблемы с ко-жей.
Страх ошибиться часто толкает ригидного в ситуации, в которых ему приходится делать вы-бор. Чем больше человек боится, тем сильнее он притягивает соответствующие этому страху ситуации. Например, ему необходимо сделать выбор: он хочет купить какую-то вещь, но у него мало денег. Он спрашивает себя, следует ли ему покупать эту вещь. То есть ему приходится делать выбор между покупкой и экономией денег.
Часто бывает так, что ригидный доставляет себе удовольствие, сделав определенный выбор, но потом испытывает нехватку чего-то другого. Например, г-н Б. истратил свои деньги на рос-кошный отпуск; но проходит немного времени, и он укоряет себя, что не сохранил эти деньги для ремонта дома. Из-за страха принять неудачное решение ригидный часто сомневается и после того, как уже сделал выбор. Он бесконечно спрашивает себя, правилен ли, справедлив ли его выбор.
Если ты хочешь, чтобы что-то было правильно разделено между несколькими претендентами (торт, бутылка вина, счет в ресторане), можешь быть уверен, что лучше всех с этой задачей спра-вится ригидный. В ресторане я всегда с удовольствием наблюдаю за ходом событий, когда участ-ники застолья заказывают себе различные блюда, а затем официант приносит общий счет.
Ситуацию берет в руки контролирующий и говорит: «Как насчет того, чтобы считать всем поровну? Это будет и проще, и быстрее». Он произносит это так уверенно, что другие вежливо со-глашаются. Он быстренько делит сумму на число участников и объявляет долю каждого.
И в этот момент активизируются ригидные. Они недовольны. Тот, кто платит больше, чем съел, находит это несправедливым; тот, кто заказывал дорогие блюда, а платит как все, тоже не хочет чувствовать себя так, словно поужинал за чужой счет. В подобном случае обычно лучше всего пересчитать все заново.
Ригидные очень требовательны к себе во всех сферах жизни. Их готовность контролировать себя и принуждать себя к работе неисчерпаема. В предыдущей главе говорилось о том, что кон-тролирующий любит контролировать все, что происходит вокруг него. Ригидный так озабочен со-вершенством, что контролирует главным образом себя. Он требует от себя и выполняет тем боль-ше работы, чем больше требуют от него другие.
Кто из нас не слышал множество раз, как женщина говорит близким: «Вы привыкли, что я все тяну на себе, я вам что, робот?» В сущности, такая женщина обращается только к себе. Окру-жающие существуют для того, чтобы она могла видеть в них свое отражение — уровень своих требований к самой себе.
Один участник занятий рассказал мне, что его отец постоянно повторял фразу: «Нет у тебя никаких прав, только обязанности». Эта фраза с детства застряла в нем, и он сознает, что ему очень трудно дать себе волю. Он не позволяет себе остановиться, отдохнуть, развлечься. Он чув-ствует себя обязанным никогда не прекращать деятельности. Так он исполняет свой долг.
Поскольку в повседневной жизни всегда есть что делать, то ригидному редко удается рассла-биться и не чувствовать себя виноватым. Если он отдыхает или развлекается, то должен оправ-даться перед собой тем, например, что перед этим хорошо поработал. Если он ничего не делает, а кто-то другой в это время работает, он видит в этом явную несправедливость и чувствует свою не-простительную вину.
По этой причине все его тело, а особенно руки и ноги напряжены даже во время отдыха. Только усилием воли он может дать им расслабиться и отдохнуть. Я сама осознала это лишь в по-следние годы. Я сижу в парикмахерской или читаю книгу и вдруг ощущаю, что мои ноги напря-жены. Мне приходится включить сознание, чтобы позволить своим ногам... да и плечам, и рукам... просто не напрягаться. Раньше я этого даже не замечала.
Ригидному трудно не только уважать свои пределы, но даже осознавать их. Поскольку он не дает себе времени почувствовать, отвечает ли его потребностям то, что он делает, ригидный часто работает через силу и останавливается только при полном изнеможении. Он редко и неохотно об-ращается за помощью. Он хочет все делать сам — так будет надежнее и лучше. Из-за этого ригид-ный чаще других страдает профессиональным истощением.
Можно сказать, что самую мучительную несправедливость ригидный испытывает от самого себя. Он часто обвиняет себя — например, когда покупает себе что-то и думает, что мог бы без этого обойтись; особенно плохо ему, если в это время кто-нибудь из близких отказывает себе в необходимом. Для того чтобы позволить себе покупку, он должен оправдать ее в собственных гла-зах, убедиться, что он ее заслужил. В противном случае он обвиняет себя в несправедливости.
Травма несправедливости — еще одна из травм, которые мне пришлось лечить в этой жизни. Мне много раз доводилось терять или разбивать при первом же пользовании новенькую вещь, ко-торая, как я чувствовала, по-настоящему мне и не нужна была. Таким путем я узнавала, что чувст-вую себя виноватой, поскольку сознательно была уверена, что процесс приятия мною выполнен правильно, и виноватой себя не считала.
Я узнала, что настоящее приятие происходит не в результате того, что ты обращаешься к се-бе мысленно и убеждаешь себя, что заслуживаешь эту вещь. Такому убеждению недостает чувства. Можно знать интеллектуально, что ты эту вещь заслуживаешь, но это необходимо еще и чувство-вать — только тогда ты сможешь дать себе право на нее и считать свою покупку правомерной.
Раньше я часто говорила, что лучшим вознаграждением для меня является прогулка по мага-зинам и покупка какой-либо красивой вещи, особенно безделушки, чего-то ненужного. Сегодня я знаю, что если у меня появляется такая потребность, то смысл ее в том, чтобы помочь себе пере-стать взвешивать свои заслуги и просто позволить себе радоваться, не примешивая к этому чувст-во вины.
Я не раз убеждалась, что ригидные участники моих занятий стремятся к тому, чтобы их зна-комые и близкие знали, что они ходят на эти занятия не для развлечения, а для серьезной работы над собой. Те, кто приехал издалека и должен устроиться в гостиницу, стараются, чтобы это обошлось им как можно дешевле.
Некоторые даже скрывают от близких, что живут в гостинице, — они боятся, что те могут усмотреть в этом несправедливость. Когда ригидный пытается скрыть свои действия или свои по-купки, он переживает не только чувство вины, но и стыд.
Ригидный любит, чтобы окружающие были в курсе всего, что он делает и что собирается де-лать. Так же ведет себя и контролирующий, но у него другие мотивы: ему хочется показать, что он — ответственный, тогда как ригидный доказывает, что заслуживает вознаграждения. И тогда, по-купая себе дорогие вещи или отправляясь в отпуск, он не чувствует себя виноватым. Он надеется, что другие сочтут его расходы оправданными.
Как видишь, концепция оправданности и заслуженности играет важную роль в поведении ригидного. Ему не нравится, когда говорят, что ему повезло; с его точки зрения, быть счастливчи-ком — несправедливо. Он хочет заслуживать всего того, что ему достается. Если кто-то скажет, что ему выпала удача, он ответит: «Не такая уж это удача, мне для этого пришлось знаешь как по-работать!»
Если он решит, что ему действительно привалила удача и что он ее не заслужил, он будет чувствовать себя весьма скверно, а то еще и чьим-нибудь должником. И постарается избавиться, хотя бы частично, от незаслуженных благ.
Характерной особенностью ригидного, которую трудно понять тем, кто не страдает травмой несправедливости, является то, что свои привилегии перед другими он считает еще большей не-справедливостью, чем привилегии других перед ним. В таких случаях многие ригидные бессозна-тельно поступают таким образом, чтобы потерять привилегии или прибыли от них.
Иные находят другой выход — ноют и жалуются, чтобы скрыть от окружающих свои при-были. Еще кто-то считает себя обязанным кого-то чем-то отблагодарить. Я могу подтвердить все это, так как и сама принадлежу к ригидному типу. Будучи совсем маленькой, я обладала множест-вом талантов, учеба давалась мне очень легко, я была «любимицей» у многих учителей. Уже тогда я старалась как можно чаще помогать другим, чтобы все было справедливо, — я считала неспра-ведливостью получать больше, чем другие. Между прочим, это и есть главная причина того, что ригидный склонен помогать другим.
Теперь тебя не должно удивлять, что ригидный не любит принимать подарки: он оказывает-ся должником. Чтобы не чувствовать себя обязанным сделать другому подарок равной стоимости (справедливость требует), он предпочитает ничего не принимать и отказывается от подарка.
Когда ему предлагают, например, заплатить за его обед, он обычно отказывается, чтобы не держать в голове, что в следующий раз будет его очередь платить. Если он и соглашается, то лишь дав себе обещание, что в следующий раз заплатит с лихвой.
Вполне нормально, что личность, страдающая травмой несправедливости, чаще других втя-гивается в ситуации, по ее мнению, несправедливые. Фактически же, ситуация, которую такая личность квалифицирует как несправедливую, другой личностью, не страдающей травмой неспра-ведливости, воспринимается иначе.
Приведу пример. Как-то я беседовала с одной женщиной, которая сильно страдала оттого, что оказалась старшей в семье. Она всегда считала, что помогать матери возиться с другими деть-ми, а особенно показывать им хороший пример, — несправедливость.
Но другие женщины не раз рассказывали мне, как несправедлива к ним была судьба, опреде-лив им второе или третье место по старшинству, как редко им доставалась новая одежда (обычно они донашивали одежду старших), как манипулировали ими старшие.
А сколько раз мне доводилось выслушивать женщин и мужчин, сетовавших на свою участь: им выпало ухаживать за больными престарелыми родителями — разве это справедливо? И самая великая несправедливость усматривалась в том, что другие братья и сестры каким-то образом ухитрялись оставаться в стороне, у них находились серьезнейшие причины, чтобы за родителями не ухаживать.
Такие ситуации никогда не складываются случайно. И страдают эти несчастливцы не вслед-ствие сложившейся ситуации, а наоборот, их травма притягивает такого рода ситуацию, и прекра-тится это лишь после того, как травма будет излечена.
Я упоминала выше о способности ригидного контролировать себя, брать на себя обязатель-ства. Именно ригидная часть личности заботится о том, чтобы человек следовал некоему режиму. Человеку, вовсе не страдающему травмой несправедливости, то есть не-ригидному, это не удается — он не может контролировать себя так, как контролирует ригидный.
Ригидный не понимает, почему мазохист не следует режиму. Не понимает и не принимает. Он считает, что каждый может контролировать себя, стоит только захотеть по-настоящему. Когда ригидный берет на себя обязательства, то мотивацией является его желание достичь совершенства, как он его сам понимает.
Личность не-ригидная обвиняет себя в отсутствии силы воли, но есть существенное различие между понятиями «контролировать себя» и «иметь силу воли». Контролирует себя тот, кто навя-зывает себе нечто такое, что не обязательно соответствует его потребностям. За контролем обя-зательно прячется страх.
Человек, имеющий силу воли, знает, чего хочет, и твердо намерен достичь этого. Он добива-ется своей цели, организуя себя, ни на миг не ослабляя усилий и уважая в одинаковой мере и свои потребности, и свои пределы. Если какое-то событие разрушает его планы, он может быть доста-точно гибким, чтобы эти планы перестроить и снова идти к цели.
Ригидная же личность даже не проверяет, соответствуют ли ее желания истинным ее потреб-ностям. Она не дает себе времени уединиться и спросить себя: «Как я чувствую себя с этим жела-нием и с теми средствами, которыми собираюсь его удовлетворить?»
Ригидный может иногда показаться контролирующим, но его вмешательство никогда не ста-вит целью контроль, он не стремится привлечь к себе внимание или показать, какой он сильный, как это делает контролирующий; он вмешивается только тогда, когда о ком-то сказано что-то на его взгляд несправедливое или неточное. Ригидный исправляет сказанное, а контролирующий до-бавляет к сказанному.
Ригидный может отчитать другого человека, если искренне считает, что тот с его талантами и способностями мог бы лучше выполнить работу. Контролирующий тоже может выбранить чело-века — если тот выполнил работу не в соответствии с его, контролирующего, вкусами или ожида-ниями.
Еще одно различие между контролем ригидного и контролем коннролирующего заключается в том, что первый контролирует себя и старается не потерять контроль над собой, так как это было бы, по его мнению, несправедливо по отношению к другим; контролирующий же контролирует себя ради того, чтобы лучше контролировать ситуацию или другого человека и тем самым быть сильнее других.
Ригидный любит, чтобы во всем был образцовый порядок. Ему не нравится, когда что-то приходится искать. У некоторых страсть к раскладыванию по полочкам переходит в одержимость.
Ригидному очень трудно понять различие между ригидностью и дисциплиной. Я определяю ригидность следующим образом. Ригидная личность забывает о своей исходной потребности, со-средоточивая все внимание на средствах ее удовлетворения. Дисциплинированная личность нахо-дит средства для удовлетворения своей потребности, не теряя при этом из виду самой потребно-сти.
Возьмем для примера человека, который решил каждый день совершать часовую прогулку для поддержания здоровья и физической формы. В этом случае прогулка является средством. Ригидный приказывает себе прогуливаться каждый день, независимо от погоды или желания. Если случается день без прогулки, он злится на себя.
Дисциплинированный же не забывает, зачем он ежедневно прогуливается. В некоторые дни он пропускает прогулку, понимая, что для его здоровья так будет лучше. Принуждать себя для не-го хуже всего. И виноватым он себя не чувствует, и прогулки завтра возобновит в самом приятном расположении духа. Дисциплинированный человек не бросает проект только из-за того, что поте-рял день или что-то поменялось в графике работ.
Ригидный часто переживает стресс, потому что во всем навязывает себе совершенство. Кон-тролирующий тоже много переживает, но по другой причине: он хочет преуспеть. Он старается любой ценой избежать неудачи из страха, что пострадает его имидж, его репутация в обществе.
Человек с маской ригидного редко болеет. В любом случае, даже если у него начинается не-домогание, он почувствует его только тогда, когда состояние явно ухудшится. Он безжалостен к собственному телу. Он может набивать себе синяки и шишки, не ощущая боли. Если он и чувству-ет какую-то боль в момент удара, его механизм контроля включается автоматически и очень эф-фективно эту боль подавляет.
Обрати внимание: во всех фильмах, где герой идет на пытки, — в шпионских и подобных им фильмах играют актеры с физическими характеристиками ригидных. Полицейского легко узнать по его ригидному телу. У этих людей могут быть и другие травмы, но именно ригидная сублич-ность заставила их выбрать профессию, в которой они, как им кажется, смогут установить спра-ведливость на Земле. Однако если полисмен или шпион испытывает удовольствие от демонстра-ции своей силы и власти, значит, выбрать профессию его побудила маска контролирующего.
Я не раз замечала, как ригидные гордятся и хвастают тем, что никогда не употребляют ле-карств и не нуждаются в услугах доктора. У некоторых действительно нет даже лечащего врача, и, если им случается серьезно заболеть, они не знают, куда обратиться. Когда они решаются попро-сить помощи, можно быть уверенным, что они страдают уже давно и дошли до предела терпения. Они не видят в себе субличности, которая говорит: «Я не собираюсь чувствовать».
Не следует забывать, что контролировать себя всю жизнь невозможно. У каждого человека есть физические, эмоциональные и ментальные пределы. Поэтому мы и слышим так часто от ри-гидных: «Я не понимаю, что со мной происходит. Никогда не болел, а теперь у меня одна пробле-ма за другой». Такого типа ситуации возникают, когда ригидный теряет контроль над собой.
Эмоция, которую чаще всего переживает ригидный, — гнев. И особенно гнев на себя самого. Когда его охватывает гнев, то обрушивается он в первую очередь на кого-нибудь из окружающих. В действительности это гнев на самого себя — например, за то, что неправильно предвидел ситуа-цию или неправильно действовал.
Возьмем для примера ригидного, который дает деньги взаймы приятелю, хотя и знает, что тот постоянно сидит без денег. Приятель обещает, что возвратит деньги через две недели, когда получит большую сумму, но обещание не сдерживает.
Ригидный в гневе, он не может простить себе собственную мягкотелость: ведь знал же, чем это кончится, и снова дал шанс разгильдяю. Вообще, он слишком часто дает людям шанс — ему кажется, что так он проявляет больше справедливости. Если он очень ригиден, то весьма вероятно, что и гнева своего не заметит, постарается извинить приятеля и все забыть.
Этот же случай может быть воспринят и пережит как травма, если деньги дал контролирую-щий. Последний, впрочем, злиться на себя не будет, как ригидный; зато тем сильнее будет его гнев на приятеля, которому он поверил на слово, а тот теперь оставил его без денег.
Людям ригидного типа всегда трудно показать свою любовь или позволить любить себя. Ри-гидный всегда слишком поздно соображает, что нужно было сказать или какие знаки своего чув-ства показать тому, кого он любит. Всякий раз он дает себе слово сделать это при следующей встрече, но при следующей встрече все заготовленные мысли вылетают из головы.
И складывается у него репутация человека холодного, даже бесчувственного. И хотя такое его поведение является несправедливостью по отношению к другим, прежде всего он несправед-лив к себе самому: он лишает себя возможности выразить то, что действительно чувствует.
Ригидный, будучи очень чувствительным, избегает психологических прикосновений других людей. Страх внешних прикосновений и воздействий может быть достаточно сильным, чтобы привлечь защитные средства в виде кожных проблем. Кожа — орган прикосновения, она служит нашему желанию вступать в контакт с другими или позволять им вступать в контакт с нами. И ес-ли кожа имеет отталкивающий вид, то она держит других на расстоянии.
Человек с дефектами кожи особенно стыдится, когда на него смотрят или о нем думают. Этот страх чужого прикосновения часто бывает заметен по физической внешности ригидного: его тело закрыто. Руки его прижаты к корпусу, особенно участок от локтя до плеча, кулаки сжаты, а если он не двигается, то и ноги прижаты друг к другу, — все это знаки закрытости.
Еще одно средство, которое ригидный часто использует для того, чтобы проявить к себе не-справедливость, — сравнение. Он жадно сравнивает себя с теми, кого считает лучше, совершеннее себя. Такое обесценивание представляет собой тяжкую несправедливость, он фактически отверга-ет себя, свою сущность.
В молодости ригидный очень часто сравнивает себя — с братьями или сестрами, с другими школьниками. В этот период он обвиняет других в несправедливости по отношению к нему, так как не знает, что если его ближние сравнивают себя с ним, то делается это для того, чтобы пока-зать ему, что то же самое он делает в собственной душе.
Если ты узнаешь себя в этом описании травмы несправедливости и маски ригидного, то в первую очередь тебе необходимо согласиться с тем, что на протяжении каждого дня ты нередко бываешь несправедлив к другим, а особенно к самому себе. Этого согласия труднее всего от себя добиться, но это — начало выздоровления. В следующей главе я буду более обстоятельно гово-рить о средствах лечения этой травмы.
Я вспоминаю один случай с моим сыном, когда ему было семнадцать лет; в тот период он сильно повлиял на мою травму, которую мне предстояло излечивать в этой жизни, — травму не-справедливости. Однажды, когда дома никого, кроме нас двоих, не было, я попросила его: «Вспомни все свое детство и скажи мне, чем я как мать доставила тебе самые большие страда-ния?» И он ответил: «Твоей несправедливостью!»
Я была так поражена, что застыла, раскрыв рот, и не могла найти ни слова. Я перебирала в памяти все ситуации, в которых старалась быть справедливой матерью. Ставя себя мысленно в по-ложение моих детей, я могу теперь понять, что некоторые мои действия и правила они восприни-мали как несправедливые. Однако физические характеристики моего сына показывают, что опыт несправедливости, который он пережил со мной, был не столько важен сам по себе, сколько раз-будил его травму предательства.
Конечно же, он должен был воспринять как несправедливость безразличие отца к моему с ним, сыном, поведению. Его тело указывает на две травмы — несправедливости и предательства. Такое сочетание встречается очень часто и говорит о том, что человеку нужно урегулировать две различные проблемы: с родителем противоположного пола — травму предательства, а с родите-лем своего пола — травму несправедливости.
Самый большой страх ригидный испытывает перед холодностью. Ему так же тяжело прини-мать свою холодность, как и холодность других. Он прикладывает все усилия, чтобы проявить те-плоту. И таки считает себя теплым, приветливым, по-настоящему не веря, что кто-то может нахо-дить его бесчувственным и холодным. Он не понимает, что избегает контакта с собственной чув-ствительностью, чтобы не раскрывать свою ранимость. Он не может принять эту холодность, так как это означало бы признать свое бессердечие, то есть, в сущности, несправедливость.
Вот почему для ригидного так важно, чтобы о нем говорили, что он хороший — исполнен-ный доброты и добрый в своих делах. Первое для него равнозначно совершенству, второе — теп-лоте. Ему столь же трудно увидеть холодность других людей. Если кто-то холоден по отношению к нему, сердце его сжимается, и он тут же устраивает себе допрос: в чем он был так «некорректен» по отношению к этому человеку, что тот так ведет себя с ним?
Его привлекает все благородное. Очень важны также понятия чести, уважения. На него легко производят впечатление титулованные особы. Он становится исключительно трудолюбивым и ис-полнительным, если существует возможность получить за это некий титул. Ригидный всегда готов на любые усилия и жертвы, хотя и не видит в этом никакой жертвенности.
В сексуальной жизни ригидный обычно скован, не умеет позволить себе почувствовать удо-вольствие. Ему трудно выразить свою нежность. И это при том, что именно ригидный тип сексу-ально наиболее яркий. Ригидные любят одеваться в облегающие одежды и выглядеть вызывающе привлекательно. Ригидную женщину нередко называют кокеткой, динамисткой: она любит при-влекать мужчин, а затем холодно осаживает их, когда, по ее мнению, они заходят слишком далеко.
В подростковом возрасте именно ригидная лучше всех умеет контролировать и сдерживать себя, мечтая предстать чистой и непорочной перед счастливым избранником. С удовольствием строит она себе идеал сексуальных отношений — увы, нереалистичный. А когда решается, нако-нец, отдаться, то, как правило, ее ждет разочарование: ничего общего с ее идеалом.
Если ригидная личность испытывает мучительную нерешительность, прежде чем вступить в связь, то происходит это потому, что она боится обмануться, ошибиться в выборе партнера. У контролирующего тоже есть страх связи — но он боится будущего разъединения, разрыва.
Ригидная личность культивирует множество сексуальных табу, поскольку понятия «хорошо» и «плохо» играют ведущую роль в ее сексуальной жизни. Особенно правдоподобно имитируют наслаждение женщины. Чем сильнее травма, тем ригиднее личность и тем труднее ей достичь ор-газма. Мужчины страдают не меньше — от преждевременной эякуляции до настоящего полового бессилия; степень нарушения половой функции связана с их общей неспособностью получать удо-вольствие от жизни.
Я заметила также, что у многих проституток хорошо выражены физические признаки ригид-ных. Они охотно вступают в сексуальные отношения только за деньги, потому что им гораздо лег-че «отключить» свои чувства, чем личностям других типов.
Что касается питания, то ригидные предпочитают соленые продукты сладким; любят также все хрустящее. Некоторые мои знакомые с удовольствием грызут ледяные сосульки. Как правило, ригидный старается хорошо сбалансировать свое питание. Среди пяти типов этот, несомненно, первый захочет стать вегетарианцем. Это, впрочем, еще не озна

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Травма несправедливости» з дисципліни «П'ять травм, які заважають бути собою»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Омоніми, омофони, оморфми і омографи
ПРИЧИНИ ІНФЛЯЦІЇ
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
Держава як суб’єкт інвестування


Категорія: П'ять травм, які заважають бути собою | Додав: koljan (11.03.2011)
Переглядів: 1494 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП