Представление о том, что «человек» был создан нефилим, которое впервые появляется у шумеров, на первый взгляд противоречит и теории эволюции, и иудаистско-христи-анским догматам, опирающимся на текст Библии. Однако на самом деле содержащаяся в шумерских текстах информация — и только она — способна подтвердить и правильность теории эволюции и правдивость библейских историй, а также продемонстрировать, что они не противоречат друг другу.
В поэме «Когда боги, подобно людям...», в других текстах и надписях шумеры описывали человека как плод сознательных действий богов и одновременно как звено в эволюционной цепи, начало которой заложили космические события, описанные в «Мифе творения». Твердо придерживаясь линии, что созданию человека предшествовала эпоха, когда Землю населяли одни нефилим, шумерские источники повествуют о многочисленных событиях тех времен (например, об инциденте между Энлилем и Нинлиль). В этих же текстах рассказывается о развитии на Земле растительной и животной жизни, причем это описание согласуется с современной теорией эволюции.
В шумерских мифах утверждается, что когда нефилим прибыли на Землю, на ней еще не было ни полей, ни садов, ни одомашненных животных. В Библии сотворение человека тоже относится к шестому дню, или фазе эволюционного процесса. В Книге Бытия говорится, что к тому времени Бог еще не создал «...всякий полевой кустарник ..и всякую полевую траву... и не было человека для возделывания земли».
Шумерские тексты в один голос утверждают, что боги создали человека, чтобы возложить на него свои труды. «Миф творения» вкладывает это решение в уста Мардука: Создам существо, назову человеком.
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули.
Сами шумерские и аккадские эпитеты человека свидетельствуют о его статусе и предназначении: «лулу» (примитивный), «лулу амелу» (примитивный рабочий), «ави-лим» (рабочий). Тот факт, что человек был создан как слуга богов, вовсе не удивлял древних людей. В библейские времена бога именовали «Господином», «Владыкой», «Царем», «Правителем», «Хозяином». Термин «авод», который традиционно интерпретировали как «поклонение», на самом деле означает «труд», «работа». Древний человек отнюдь не «поклонялся» своему богу — он на него работал.
Вскоре после того, как библейский Бог создал человека, он посадил сад и приказал человеку возделывать его: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Далее в Библии упоминается о том, что Бог прогуливался по саду «во время прохлады дня» — всю работу по уходу за садом выполнял человек Примечательно, что в Книге Бытия, которая, казалось бы, должна восхвалять свершения единого Бога, используется множественное число, когда речь идет о сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему.
К кому же обращался Бог и по чьему образу и подобию был создан человек? Книга Бытия не дает ответа на этот вопрос. Однако когда Адам вкусил плод с дерева познания добра и зла, Бог предупредил своих неназванных товарищей: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло...» Поскольку библейская версия сотворения мира, подобно другим библейским текстам, имеет шумерское происхождение, ответ на поставленный вопрос очевиден. Библейский вариант, в котором множество богов собраны в образ единого Бога, представляет собой отредактированный шумерский рассказ о дискуссиях в Совете Богов.
В Ветхом Завете неоднократно подчеркивается, что человек не относился к богам и что он не спустился с небес. Небо принадлежало Богу, а земля — человеку. Новое существо получило имя «Адам», потому что оно было создано из «праха земного» («адама»). Другими словами, человека нарекли «землянином».
Адама не наделили «мудростью» и бессмертием богов, но во всем остальном он был создан по образу («селем») и подобию («дмут») Создателя (или создателей). Эти строки не оставляют сомнений в том, что человек был похож на богов не только внешне, но и внутренне — то есть своей психикой.
На древних рисунках, изображающих богов и людей, их физическое сходство несомненно. Библейский запрет на поклонение языческим идолам стал основой весьма распространенного мнения, что бог иудеев не имел физического воплощения, но Книга Бытия и другие библейские истории свидетельствуют об обратном. Бога древних евреев можно было видеть и слышать, с ним можно было говорить и бороться. Он имел голову, руки, ноги, пальцы и торс. Библейский Бог и его посланники выглядели и вели себя как люди, поскольку люди были созданы по их образу и подобию.
Однако в этой кажущейся простоте кроется большая загадка. Каким образом новое существо могло стать — в физическом, психическом и эмоциональном отношении -точной копией нефилим? Как на самом деле был создан человек?
В западном мире на протяжении длительного времени господствовало убеждение, что сотворенный богом человек был помещен на землю, чтобы владеть ей и господствовать над всеми населявшими ее существами. Затем, в ноябре 1859 года, английский натуралист по имени Чарльз Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора». Обобщая результаты тридцатилетних исследований, ученый соединил уже существовавшие представления о естественной эволюции с теорией естественного отбора, который являлся следствием борьбы всех живых существ — и животных, и растений — за выживание.
Первое потрясение христианский мир пережил еще раньше, когда в 1788 году известные геологи предположили, что возраст нашей Земли значительно превышает 5500 лет, которые согласно иудейскому календарю миновали с момента сотворения мира. Теория эволюции тоже не была такой уж новой: ученые мужи уже имели представление об этом процессе, а греки еще в четвертом веке до нашей эры собрали данные, подтверждающие эволюцию растительных и животных форм жизни.
«Бомбой» в учении Дарвина явилось его утверждение, что все живые существа — включая человека — являются продуктом эволюции. Человек не был создан случайно — и это противоречило господствовавшим представлениям.
Первая реакция Церкви характеризовалась яростным неприятием. Однако по мере того, как появлялись все новые научные данные относительно возраста Земли, а также в таких областях, как теория эволюции, генетика, биология и антропология, критика со стороны Церкви смягчилась. Похоже, она в конечном итоге признала противоречивость слов Ветхого Завета, в котором единственный и не обладавший физическим обликом бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему».
Но неужели мы всего лишь «безволосые обезьяны»? Действительно ли обезьяна приходится нам ближайшим родственником, а вершиной эволюции является человек, недавно отбросивший хвост и поднявшийся с четверенек?
В самом начале книги мы показали, что современные ученые ставят под сомнение простые теории. Концепция эволюции способна объяснить общий ход событий, определивших развитие жизни на Земле, — от одноклеточного существа до человека. Однако теория эволюции не отвечает на вопрос о происхождении вида Homo sapiens, который появился практически в одночасье, по сравнению с эволюционными процессами, требующими миллионов лет, и без каких-либо промежуточных стадий, которые свидетельствовали бы о его постепенном развитии из Homo erec-tus.
Гоминид из рода Homo является продуктом эволюции. Однако вид Homo sapiens — это результат неких неожиданных, революционных событий. Он появился на нашей планете внезапно, около 300 тысяч лет назад — на несколько миллионов лет раньше, чем было предусмотрено эволюцией.
Ученые не могут дать этому объяснения. У нас есть ответ — как и в вавилонских и шумерских текстах, а также в Ветхом Завете.
Homo sapiens — современный человек — появился при участии древних богов.
* * * К счастью, в месопотамских текстах содержится прямое указание на то, когда именно был создан человек. В рассказе о тяжелом труде и мятеже аннунаков сообщается, что «сорок лет они тяжко трудились». Чтобы передать весь драматизм ситуации, древний поэт использует такой художественный прием, как повторение: Десять лет они тяжко трудились. Двадцать лет они тяжко трудились. Тридцать лет они тяжко трудились. Сорок лет они тяжко трудились.
В древнем тексте в качестве единицы времени используется термин «ма», который обычно переводится как «год». Однако буквальное значение этого слова выглядит следующим образом: «то, что завершается, а затем повторяется вновь». Для человека на Земле один год равен периоду, за который наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца. Родная планета нефилим совершала оборот вокруг Солнца за один «шар», или 3600 земных лет.
Через сорок «шаров», или 144 тысячи лет, аннунаки восстали и сказали: «Довольно». Если нефилим впервые спустились на Землю приблизительно 450 тысяч лет назад, то человек был создан именно 300 тысяч лет назад!
Нефилим не создавали ни млекопитающих, ни приматов, ни гоминидов. Библейский Адам не принадлежал к роду Homo — он был нашим предком — первым Homo sapiens. Нефилим создали человека именно таким, каков он есть сейчас.
Ключ к пониманию этого важного факта следует искать в мифе о спящем Энки, который проснулся и узнал, что боги решили создать «адаму» и что именно ему поручена эта работа. Энки ответил: ...творенье, что ты назвала, УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ.
А затем он произнес следующее: «Придайте ему (то есть существу, которое уже живет на Земле) подобие богов».
Именно в этих словах кроется разгадка тайны происхождения человека. Нефилим не «сотворили» человека из ничего; они взяли уже живущее в природе существо и переделали его, «придали ему подобие богов».
Человек представляет собой продукт эволюции, но современный человек, или Homo sapiens, является «творением» богов. Примерно 300 тысяч лет назад нефилим взяли человека-обезьяну (Homo erectus) и перекроили его по собственному образу и подобию.
Теория эволюции и ближневосточные мифы о сотворении человека не противоречат друг другу. Более того, они объясняют и дополняют друг друга. Без созидательной деятельности нефилим современного человека отделяло бы от Homo sapiens несколько миллионов лет эволюции.
* * * А теперь давайте мысленно перенесемся в далекое прошлое и попробуем представить, как разворачивались эти события.
Теплый климат великого межледникового периода, начавшегося примерно 435 тысяч лет назад, был необычайно благоприятен для растительной и животной жизни. Он также ускорил появление и распространение по территории планеты человекообразной обезьяны, или Homo erectus.
Наблюдая за окружающей природой, нефилим видели не только доминирующих на Земле млекопитающих, но и приматов, в том числе и человекообразных обезьян. Вполне возможно, что любопытство влекло обезьян к огненным объектам, взмывающим в небо. Могли ли нефилим сталкиваться с этими необычными приматами, наблюдать за ними или даже ловить их?
Факт встречи нефилим с человекообразными обезьянами подтверждается несколькими древними текстами. В шумерском мифе, повествующем о доисторических временах, мы читаем: Когда впервые человек был сотворен, не знал еще он хлеба, не знал еще одежд он, кроме шкур; жевал траву он, словно овцы, и воду из канавы пил.
Звероподобный «человек» также описывается в «Эпосе о Гильгамеше». Вот как выглядел Энкиду «в степи рожденный» до того, как стал цивилизованным: Шерстью покрыто все его тело, Подобно женщине, волосы носит, Пряди волос как хлеба густые; Ни людей, ни мира не ведал, Одеждой одет он, словно Сумукан. Вместе с газелями ест он травы, Вместе со зверьми к водопою теснится, Вместе с тварями сердце радует водою.
В аккадском тексте рассказывается не только о внешности этого человекоподобного существа, но и о встрече с ним-.
Человек — ловец-охотник Перед водопоем его встречает...
Увидел охотник — в лице изменился...
Устрашился, умолк, онемел он, В груди его — скорбь, его лик затмился, Тоска проникла в его утробу, Идущему дальним путем стал лицом подобен.
Опасаться «дикаря» заставлял не только страх перед его устрашающей внешностью. Помимо всего прочего, он постоянно мешал охотнику: Я вырою ямы — он их засыплет, Я поставлю ловушки — он их вырвет, Из рук моих уводит зверье и тварь степную...
Древний автор поэмы приводит необыкновенно точное описание человекообразной обезьяны: покрытое шерстью существо, которое ведет кочевой образ жизни, одевается в листья и теснится у водопоя вместе с другими животными. В то же время это существо обладает зачатками разума — оно умеет рвать силки и закапывать ямы-ловушки. Другими словами, оно защищает своих собратьев из животного мира от охотников. Археологи нашли большое количество цилиндрических печатей с изображением этой лохматой человекообразной обезьяны, стоящей рядом с другими животными (рис. 149).
Таким образом, столкнувшиеся с нехваткой рабочих рук и решившие создать «примитивного рабочего», нефилим пошли по самому простому пути: одомашнить подходящее для этой цели животное.
«Животное» нашлось быстро, однако с его приручением возникли определенные трудности. С одной стороны, Homo erectus был слишком умен, чтобы превратиться в обычное домашнее животное, покорно выполняющее тяжелую работу. С другой стороны, он не очень подходил для той роли, которая была ему предназначена. Необходимо было изменить его физический облик, чтобы он мог держать в руках инструменты нефилим, а также ходить и сгибаться, заменив богов на полях и в копях. Ему были нужны более совершенные «мозги» — не такие, как у богов, но позволяющие понимать речь, команды и поставленные перед ним задачи. Он должен был иметь достаточно ума и сообразительности, чтобы стать послушным и полезным «амелу» — рабом.
Если жизнь на Земле действительно появилась в результате столкновения с Двенадцатой Планетой — похоже, этот факт находит подтверждение как в древних источниках, так и в данных современной науки, — то ход эволюции на ней должен был повторить эволюцию на родной планете нефилим. Вне всякого сомнения, имели место мутации, вариации, ускорение и замедление развития, вызванные местными условиями, но один и тот же генетический код и одинаковая «химия жизни», характерные для всех растений и животных Земли, привели к совпадению общего направления эволюции на Земле и на Двенадцатой Планете.
Изучая природу Земли, ученые нефилим и их руководитель Эа довольно быстро поняли, что произошло: во время космического столкновения основы жизни были перенесены с их планеты на Землю. Поэтому выбранное ими существо было очень похоже на самих нефилим, только оно находилось на более ранней стадии развития.
Медленный процесс одомашнивания посредством селекции не годился. Нефилим требовался быстрый способ, способный обеспечить «массовое производство» рабочих рук Эта задача была поставлена перед Эа, и он быстро нашел ее решение: «запечатлеть» образ богов в уже имеющемся существе.
Мы убеждены, что процесс, к которому обратился Эа для ускорения эволюционного развития Ногтю erectus, представлял собой генетическую манипуляцию.
Нам известно, что в основе сложного биологического процесса, при помощи которого живые существа дают потомство, похожее на своих родителей, лежит генетический код. В клетках всех живых организмов — червя, папоротника, человека имеются хромосомы, крошечные продолговатые тельца, хранящие полную наследственную информацию данного организма. Когда мужская половая клетка (пыльца, сперма) оплодотворяет женскую, два набора хромосом соединяются и образовавшиеся новые клетки содержат наследственную информацию от обоих родителей.
В настоящее время стало возможным искусственное оплодотворение — даже человеческой яйцеклетки. Трудности возникают с перекрестным оплодотворением, то есть при попытке скрестить различные виды живых существ. Современная наука прошла большой путь — от создания первых гибридных злаков, скрещивания северных лаек с волками или «сотворения» мула (помеси лошади и осла) до управления репродукцией человека.
В процессе, который получил название клонирования (от греческого слова «klon» — побег), к животным организмам применяют тот же подход, что и к растениям, когда при помощи черенков из одного растения получают сотни точно таких же. Впервые этот метод был успешно опробован на животных в Англии, когда доктор Джон Гордон успешно заменил ядро оплодотворенной яйцеклетки лягушки ядром из другой клетки того же животного. Появление на свет нормальных головастиков продемонстрировало, что клетка продолжает расти, делиться и давать потомство независимо от того, откуда она получила полный набор хромосом.
Эксперименты, проведенные в Институте общества, этики и науки о жизни в Гастингсе, штат Нью-Йорк, показали, что эта методика применима и к человеческим существам. В настоящее время ученые умеют брать ядро любой клетки человеческого организма (не обязательно половых клеток), извлекать из него полный набор из двадцати трех пар хромосом и имплантировать его в женскую яйцеклетку, следствием чего должно стать зачатие и рождение человека с «заранее определенными» качествами. При обычном зачатии «материнские» и «отцовские» наборы хромосом сначала расщепляются, а затем смешиваются и образуют двадцать три пары, что приводит к случайным комбинациям. Однако при клонировании потомство представляет собой точную копию источника нерасщепленных хромосом. По словам доктора У. Гейлина, мы уже «обладаем достаточными знаниями для производства точных копий человеческих существ», то есть можем получить бесконечное число Гитлеров и Моцартов (если бы сохранились ядра их клеток).
Однако искусство генной инженерии не ограничивается одним процессом. Во многих странах исследователи усовершенствовали методику, получившую название «слияния клеток», — в этом случае соединяются сами клетки, а не хромосомы внутри клеточного ядра. В результате этого процесса две разные клетки сливаются в одну «суперклетку» с двумя ядрами и двумя наборами хромосом. При делении этой клетки смесь ядер и хромосом может разделиться таким образом, что получатся наборы, отличные от первоначальных. В результате могут образоваться две генетически полноценные клетки с абсолютно новыми генетическими кодами, существенно отличающимися от генетических кодов «родителей».
Это означает, что клетки несовместимых друг с другом живых организмов — например, курицы и мыши — могут сливаться и образовывать новые генетические наборы, из которых вырастут необычные животные, не похожие ни на курицу, ни на мышь. Дальнейшее совершенствование этого метода позволит выбирать признаки тех или иных организмов, встраиваемые в объединенную, или «слившуюся», клетку.
Успехи генетики привели к появлению большого количества «генетических трансплантатов». В настоящее время можно взять у определенной бактерии какой-либо ген и имплантировать его в клетку человека или животного, в результате чего потомство приобретет требуемые черты.
* * * Можно предположить, что нефилим, способные совершать полеты в космос 450 тысяч лет назад, имели не менее развитую, чем у нас сегодня, науку о жизни. Вполне вероятно также, что они знали, как соединять нужные наборы хромосом, чтобы получить требуемый генетический продукт, причем независимо от применяемого метода, будь то клонирование, слияние клеток, генетическая трансплантация или другая, еще неизвестная нам технология, они могли проделывать это не только «в пробирке», но и с живыми организмами.
Упоминания о таком «смешивании» двух живых существ можно найти в древних текстах. По свидетельству Бероса, бог Бел («владыка») — его также называли Деус («бог») — производил на свет различных «ужасных существ, созданных по принципу удвоения»: Появились люди с двумя крыльями, некоторые с четырьмя лицами. У них было одно тело, но две головы: одна голова мужчины, а другая — женщины. Также и некоторые другие органы были мужскими и женскими.
Видели также и других людей, у которых были козлиные копыта и рога. У иных — копыта лошадиные. Были также и такие, задние ноги которых были, как у лошади, передние же — как у человека; видом они походили на гипокентавров. Были среди них и быки с человеческими головами, и собаки с одной головой и четырьмя телами, а с хвостами рыб. Лошади же имели голову собаки; и другие встречались люди и звери с головою и телом лошади и рыбьими хвостами и плавниками. В общем, были разные твари с телом и конечностями всякого известного животного...
Изображения их сохранились на стенах храма Бела, что в Вавилоне.
* * * В удивительных подробностях этого рассказа может содержаться и определенная доля истины. Вполне вероятно, что прежде чем приступить к созданию нового существа «по образу свому», нефилим попытались создать «искусственного слугу» другими методами, то есть получить гибрид обезьяны, человека и животного. Некоторые из этих существ могли оказаться жизнеспособными, но не давали потомства. Загадочные быки или львы с человеческими головами (сфинксы), украшавшие многие древние храмы на Ближнем Востоке, возможно, являются не просто порождениями фантазии скульптора, а реальными продуктами биологических лабораторий нефилим — неудачными экспериментами, увековеченными в произведениях искусства (рис. 150).
В шумерских текстах также встречаются упоминания о похожих на человека существах, созданных Энки и Богиней-Матерью (Нинхурсаг) в процессе создания совершенного «примитивного рабочего». В одном тексте из мифов рассказывается, что Нинхурсаг, которой было поручено «из кома глины изваять подобие богов», выпив вина и опьянев, обратилась к Энки с такими словами: Человеческое созданье — хорошо ли оно, дурно ли оно — Как мне сердце подскажет, такую судьбу ему присужу — или добрую, или злую.
Затем Нинхурсаг, согласно тексту — из озорства, а в действительности это мог быть неизбежный процесс проб и ошибок — создала мужчину, который не мог удерживать мочу, женщину, не способную рожать детей, существо, не имеющее ни мужских, ни женских половых органов. Всего она произвела на свет шесть неполноценных человеческих существ. Энки приписывалось создание несовершенного человека со слабым зрением, трясущимися руками, с больной печенью и сердцем; еще один экземпляр человека преждевременно постарел — и так далее.
В конце концов нефилим все же создали «совершенного человека» — Энки называл его Адапа, Библия — Адам, а современная наука — Homo sapience. Это существо было настолько похоже на богов, что, по свидетельству одного из текстов, Богиня-Мать даже дала созданному ей человеку «кожу, как кожа у богов», то есть гладкое безволосое тело, совсем не такое, как у волосатой человекообразной обезьяны.
Нефилим были генетически совместимы с «дочерьми человека», так что они могли жениться на них и иметь от них детей. Но подобная совместимость была возможна лишь в том случае, если человек развился из того же «семени жизни», что и сами нефилим. Именно об этом свидетельствуют древние тексты.
И в месопотамской, и в библейской версии мифа человек был сотворен из смеси божественного элемента — крови, или «эссенции» бога, и земной «глины». Само слово «лу-лу», которым назвали новое существо, не только передает смысл «примитивный» — в буквальном переводе оно означает «тот, кто получился в результате смешивания». В одном из текстов даже указывается, что Богиня-Мать, которой поручили создание человека, вымыла руки, прежде чем коснуться «глины». (Следует отметить, что подобные санитарно-гигиенические процедуры упоминаются и в других мифах.) В различных месопотамских версиях мифа неизменной остается одна деталь: прототип человека был сотворен из смеси земной «глины» с божественной «кровью». В одном из текстов рассказывается, как боги обращаются к Энки, чтобы он показал свою «искусность и мудрость», то есть призвал на помощь научные знания, и создал «богам слуг». Энки ответил, что такая задача ему по силам, и дал подробные инструкции Богине-Матери. Она должна была взять «глины из самой сердцевины Абзу», а он даст ей в помощники молодых, наделенных знаниями богов, которые приведут глину в нужное состояние.
Во второй главе Книги Бытия изложена та же версия происхождения человека: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
В оригинале Библии используется древнееврейское слово «нефеш», которое чаще переводится как «душа», а не как «дыхание жизни». Считается, что душа присутствует в живом человеке и покидает его после смерти. Совсем не случайно в Пятикнижии (первых пяти книгах Библии) постоянно упоминаются запреты проливать человеческую кровь и употреблять в пищу кровь животных. В библейской версии мифа о сотворении человека кровь приравнивается к «нефеш» (дыханию жизни, душе).
В Ветхом Завете можно найти еще один ключ, проливающий свет на роль крови в сотворении человека. Слово «адама» (от которого, вне всякого сомнения, произошло имя Адам) изначально использовалось для обозначения земли или почвы, причем почвы темно-красного цвета. Подобно аккадскому термину «адамату» («темно-красная земля»), аналогичное древнееврейское слово «адама» и название красного цвета («адом») имеют один корень со словом кровь («адаму», «дам»). Называя первого человека Адамом, Книга Бытия повторяет любимую шумерскую игру с двойным значением слов. Имя «Адам» может означать «созданный из земли» (земное существо), «созданный из темно-красной почвы» и «созданный из крови».
В месопотамских вариантах мифа о сотворении человека присутствует точно такая же связь между важнейшим элементом живых существ и кровью. Похожее на клинику место, в которое отправились Эа и Богиня-Мать, чтобы произвести на свет человека, называлось «Бит Шимти». Это название большинство специалистов переводят как «дом, где определяются судьбы». Но слово Шимти происходит от шумерского ШИ.ИМ.ТИ, послоговый перевод которого звучит как «дыхание-ветер-жизнь». Таким образом, Бит Шимти — это «дом, где вдыхается ветер жизни», что практически слово в слово совпадает с определением Библии.
В аккадском варианте мифа шумерский термин ШИ.ИМ.ТИ переводится словом «напишту», аналогичным по значению библейскому «нефеш». «Нефеш» или «напишту» — это неосязаемое «нечто», присутствующее в крови человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» з дисципліни «Дванадцята планета»