Убеждать легче в благоприятной атмосфере. Польскому логику Н.Пщеловскому принадлежит такое наблюдение: «Как химическаяреакция в ряде случаев протекает быстрее при повышенной температуре, растения растут быстрее в тепле, так и убеждать людей легче в атмосфере симпатии». Такой атмосфере способствует вежливое, уважительное обращение к оппоненту (по имени или имени-отчеству), приветливое выражение лица. Зачем смотреть на несогласного как на личного врага? Ведь «уважение к чужим убеждениям — не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума»1. Теплую атмосферу может создать начало речи. Его задача — расположить слушателей к оратору, вызвать их благожелательное внимание. Искусным ораторам может помочь в этом шутливое или насмешливое замечание, уместное в том случае, если есть надежда, что слушатели склонны стать на вашу сторону. Американский политик-демократ блестяще использовал это во время предвыборной кампании. Вот окончание зачина его выступления: «Я люблю людей; люблю даже республиканцев, особенно если они готовы голосовать за меня»2. В ситуации, когда взгляды и установки собравшихся противоречат позиции полемиста, целесообразно создать примирительное настроение. Всегда можно найти то, что вызовет у оратора и слушателей родственные чувства, например: показать, что вас связывают общие интересы; сказать, что вам понятна позиция собравшихся, так как и сами ранее придерживались таких взглядов; признать правомерность других представлений и пояснить свою позицию, которая заключается не в навязывании своего мнения, а в стремлении обсудить вопрос. Наоборот, пробуждают неприязнь заявления о том, что слушатели должны проникнуться убеждениями. Заканчивается вступление четкой формулировкой своего утверждения. Она должна быть предельно ясной и значимой для противоположной стороны. Все понятия, входящие в тезис, должны быть определены, чтобы не возникало лишних споров из-за их различного толкования двумя сторонами. Затем идет более подробное изложение своих взглядов и их обоснование.
1 Поварин С.И. О теории и практике спора. — СПб.: Лань, 1996. С. 59. 2 Цит. по: Сопер П. Основы искусства речи. — М.: Прогресс-академия. С.276.
В деловом общении, например на деловом совещании, когда нужно убедить коллег согласиться с данным предложением, эффективно использовать две категории доводов: 1) факты или соображения, свидетельствующие о том, что данное предложение позволит получить какие-то выгоды; 2) факты или соображения, говорящие, что данное предложение позволит избежать таких-то неприятностей. Иногда в полемическую убеждающую речь включают опровержение взглядов оппонентов. Хорошим заключением убеждающей речи являются яркий пример или цитата, которые подтверждают основную мысль выступления и способны вызвать у слушателей сильные чувства. Ответы на вопросы после речи могут дискредитировать или, наоборот, усилить позицию «нападающего».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности полемической убеждающей речи» з дисципліни «Ораторське мистецтво»