Письменная речь разделяется прежде всего по фактуре, по признакам писчие --- неписчие материалы, побуквенное орудие письма --- штамп. Эти соотношени представлены в таблице 4.20. Таблица 4.20
Таблица показывает, что эти виды речи управляются своеобразным пафосом --- пафосом действия. Пафос действия определяет логическое содержание текстов, различаемых этой классификацией. Эпиграфика, сфрагистика и нумизматика по сути дела обслуживают функционирова ние письменного и устного текстов, удостоверяя отношения предметов, текстов и итогов деятельности денежными расчетами. Поэтому основные классы письменной речи формируют особый пафос --- пафос глобальности, всеобщности письменной речи и вместе с этим запрет на изобретение только местных интересов, неучет интересов всесветного характера. Пафос смыслового содержания появляется в палео- и неографии, так как в этом виде текстов есть возможность отвечать речью на речь, в то врем как в эпиграфике, сфрагистике и нумизматике отвечать речью на речь невозможно. Палео и неографическая речь --- будем называть ее далее для краткости графией --- содержит три вида текстов: письма или эпистолы, документы и сочинения. В соответствии с нормами этоса письменная речь предполагает обмен сообщениями. Пафос эпистолярной речи предполагает поддержание отношений, обсуждение дел (семейных, имущественных, административных и т.п.). Обсуждение дел предполагает возможность перехода к действиям , сообщения о событиях и ориентацию в событиях, привлечение внимания, подготовку решения. Но в письмах можно формулировать знания и даже передавать навыки поведения, т.е. пафос писем похож на пафос устного диалога. Однако письма могут быть получены, но не прочтены , тогда как устный диалог обязательно доводит текст до адресата. Необязательность прочтения заставляет модифицировать пафос эпистолярных текстов. Это значит, что письмо должно содержать словесное обозначение адресата и адресанта , место и время создания текста может быть отмечено, последнее, однако, не является обязательным требованием пафоса, так как цель написания писем в конечном счете состоит в том, чтобы договориться, обусловить конкретные действия, привлечь корреспондента к замыслу действи и побудить его совершить это действие. Поэтому основной пафос писем состоит в том, чтобы условиться о действиях . Пафос писем запрещает писание "пустых" писем, которые не предполагают намерения действовать. С другой стороны, круг корреспондентов как потенциальных сотрудников должен поддерживаться, и другим назначени ем писем являетс поддержание отношений . Способнос тью писем в сравнении с устной речью являетс также красноречие , дающее привлекательность текста. Под красноречием понимается как красивое графическое исполнение , так и искусна манера построения формы и смысла. Поэтому пафос документов обязательно требует как подготовки решения, так и перехода к действиям. Не случайно документы делятся на виды и разновидности, которые обеспечивают обсуждение дела и переход к действиям. Каждый вид документов имеет свое назначение --- модальность , т.е. область регулирования отношений людей и действий. Виды документов таким образом различаются по модальности. При создании документов пафос их состоит в том, чтобы деятельность и конкретные действия были выполнены в их определенном профессиональном качестве и в оговоренный срок. Документы как вид словесности должны обеспечить это. Для того чтобы деятельность и конкретные действия были выполнены, документы должны иметь определенно и ясно представленную модальность. Поэтому дл каждого вида и разновидности документа разрабатывается его словесно-графическое построение --- формуляр. Формуляр состоит из трех частей: 1. Самоназвание (например, "приказ", "отчет" и др.). 2. Оформляющая часть --- словесное обозначение, кто выпустил документ, кому он адресован, срок его выпуска и часть, удостоверяющая подлинность, --- подписи, печати и так называемые скрепы, суть которых состоит в ответственности за содержание документа и действий по нему конкретных лиц. 3. Текстовая часть, соединяющая содержание действия. Формуляр показывает основную категорию пафоса документов --- расчлененную по видам документов определенность модальности , обеспечивающую действенность документа. Пафос документа запрещает модальную неясность, т.е. неудобопонятное отношение содержания документа к действительности и деятельности. Такие понятия, как красота исполнения текста и искусное построение формы и смысла, производны по отношению к ясности модальности документного текста. По правилам речевого этоса сочинения текст свободно избираем читателем в зависимости от его интереса и надобности. Поэтому общей характеристикой сочинений является их бытие во времени, т.е. их культурное назначение. Поэтому пафос сочинений состоит в том, что сочинения не должны переходить в предметную деятельность. Пафос сочинения должен обеспечить духовное развитие читателя и общую или конкретную готовность к деятельности. Поэтому сочинения строятся так, чтобы читатель мог в них свободно ориентироваться. Важным элементов такой ориентации является название , отражающее предмет сочинения, автора сочинения, которое помогает литературно образованному читателю ориентироваться в содержании сочинения, указание на издателя и подписчика сочинения и, самое главное, удобное графическое представление содержания (шрифты, словоразделы, стихи, абзацы и т.п.). В сочинениях основной пафос состоит в воздействии на ум и чувства читателя, введении читателя в определенный мир взглядов, мыслей и чувств. Поэтому в сочинении запрещаются индивидуальная адресация текста и распоряже ни конкретными действиями читателя, договор с ним. Благодаря тому, что сочинени избираются читателем свободно, они должны обладать привлекательностью, т.е. быть написаны по требованиям красноречия, соответствующего содержанию сочинения. Таблица 4.21 показывает, как выглядит система запретов в области пафоса письменных текстов. Таблица 4.21
Структура запретов показывает, согласно таблице 4.22, как выстраиваетс позитивный пафос в письменной речи. Таблица 4.22
Схема 4.27 обобщает систему запретов в письменной речи. Эта система разделения пафоса предполагает в качестве читателя широкую общность людей и не ограничива ет общения пределами соседства и родства, но показывает всемирность человека, определенность обязанностей и серьезность отношения к речам и поступкам, ощущение временности его бытия и одновременно включенности в вечную жизнь и изменения космоса. Схема 4.27
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношение этоса и пафоса в удостоверительной речи» з дисципліни «Теорія риторики»