Соотношение ораторики, гомилетики и сценической речи
При изучении этоса в теории коммуникаций соотношение ораторики, гомилетики и сценической речи рассматривается с точки зрения соотношения письменного и устного текстов. Таблица 4.17 представляет это различие. Таблица 4.17
Как показано в таблице 4.18 (стр. 450), эти позитивные требования пафоса связаны с характером запрещений. Таблица 4.18
Характеристики пафоса сценической речи предполагают, что лицо, исполняющее сценическую речь в отношении пафоса, должно точно воспроизвести написанный текст и может сделать это многократно. В гомилетике воспроизведение текста возможно, но в ораторике запрещено воспроизводить текст. В ораторике и гомилетике предполагается различие между написанным предварительно и протоколированным впоследствии устным текстом. В сценической речи отсутствует значимое различие между написанным и устным текстом. Устный литературный и дописьменный виды речи развиваются так, что каждый новый вид речи содержит свои запрещения. Благодаря этим запретам различаются следующие смысловые категории пафоса в устной речи: 1. Переход от слова к действию или его отсутствие --- устный диалог / все другие виды речи. 2. Речь о событиях или речь о принципах, нормах и правилах --- диалог, молва, судебная речь, совещательная речь, пропаганда / все другие виды речи. 3. Продолженность смысла речи в другой речи, т.е. смысловая неисчерпанность предмета в высказываниях или смысловая исчерпанность предмета высказывания -диалог, фолклор , гомилетика, показательная речь / все другие виды речи. 4. Выделенность письменной или устной речи -сценическая речь / все другие виды речи. 5. Обязательность новизны содержания или необязательность новизны содержания --- молва, учебная речь, судебная и совещательная речь / все другие виды речи. Эти запрещения соблюдаются особенно строго при чтении документов или иных неигровых текстов. Схема 4.26 показывает, что запрещения, различающие виды речи, развертываютс как граф. Схема 4.26
Эти признаки содержания, различающие виды речей, группируют виды речи в парадигмы содержания. Как видно из таблицы 4.19, различение категорий пафоса подсказывает типы риторического изобретения. Таблица 4.19
В сценической речи изобретение относится к устному произношению речи (и отдельно к письменному образцу); в диалоге --- к действию ; в молве, судебной и совещательной речи и пропаганде --- к описанию событий и их интерпретации ; в фольклоре, показательной речи и всех видах гомилетики изобретение относится к передаче знаний, изобретению и интерпретации общих принципов и норм. Требование обязательной новизны содержания в данной речи данного говорящего относится к диалогу, молве, учебной речи, а также к судебной и совещательной речи. Так благодаря запретам в нормах пафоса появляются основные смысловые противопоставления: действие и слово; новое или неновое слово; предмет или понятие; устное или письменноеслово.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Соотношение ораторики, гомилетики и сценической речи» з дисципліни «Теорія риторики»