Печатная литература --- развитие рукописных сочинений. Логос рукописных сочинений полностью относится и к печатной литературе, хотя бы потому, что все жанры рукописных сочинений перепечатываются. Но печатная литература развивает свои жанры, только ей присущие. Это особенно относится к научной литературе и журналистике.
Строго говоря, все эти жанры предсказаны рукописной литературой, так как их зачатки как жанровые формы присутствуют в рукописных сочинениях. Диссертация --- в принципе рукописное сочинение того или иного объема и глубины содержания, принятое в академических кругах как квалификационный доклад, удостоверяющий научную компетентность автора. Жанр диссертации родился в схоластическом образовании. Жанры научной статьи и монографии сложились лишь в XIX в. До этого научная литература была представлена научными письмами, публикациями и памфлетами (слово памфлет означает сочинение объемом в 16 печатных страниц, т. е. 1 печатный лист, без обложки, нередко несброшюрованный и неразрезанный). Такой тип печатных научных публикаций был связан с тем, что ученыхпрофессионалов было мало, и малый и дешевый тираж публикации рассылался по определенным адресам ученых, лично известным автору письма или памфлета. Таким путем сохранялась почтовая связь между членами сообщества ученых. Развитие научного общества в числе членов сделало необходимым издание статей в сборниках (их называли еще "смесью сочинений"). Форма сборника воспроизводила форму рукописных сборников. Внутри сборников жанр статьи приобрел внутреннюю определенность. Внутренняя определенность статьи выражаетс в том, что ее содержание представляет собой полный силлогизм, все части которого снабжены научными примерами. Этим статья похожа на диалектический диалог в письменной его форме, из которого устранены реплики персонажей, их речевые и другие характеристики. Поскольку статья не имеет определенного адресата и обращена к кругу ученых специалистов, границы которого не обозначены, в ней должны быть оговорены: 1) сама проблема; 2) постановка реального или мысленного эксперимента; 3) логический аппарат рассуждения. Вслед за этими оговоренными по правилам диалектики условиями следует само рассуждениесиллогизм и вывод, обращенный по смыслу к поставленной проблеме. Эти жанровые композиционные принципы позволяют статье стать формулярным текстом, требующим особого искусства исполнения. Монография --- это как бы серия статей одного автора и на одну тему. Жанр монографии близок к ученой устной гомилетике. Поэтому в начале монографии автор оговаривает проблему, реальный или мысленный эксперимент и логический аппарат. Далее каждая глава строится по законам полностью обоснованного примерами силлогизма, а все главы вместе представляют собой сложный силлогизм. Монография заканчивается рассуждением о самой проблеме, данным в заключении. Силлогистическое построение статьи и монографии есть наследство античной и средневековой диалектики. Но примеры как средство укрепления силлогизма и доказывания являются семантической новацией, присущей только научной литературе. Поэтому с появлением научной литературы пример становится средством доказывания и к нему предъявляютс особые требования (соответственно примеры в текстах стали делиться на научные и ненаучные). Требованием к примеру является отражение научно зафиксиро ванного факта. Отсюда факты как действительность, данная человеку, стали делиться на научные и ненаучные . Научным фактом стал называться такой факт, в истинности которого может убедиться любой член научного общества. Это можно сделать двумя путями: 1) указать на реально представленное явление, которое в любое время в оговоренных условиях может наблюдаться любым ученым, например фрагмент текста книги, когда указано сочинение, его издание или место нахождения; 2) указать метод получения экспериментального эффекта, такой, который может быть воспроизведен любым ученым: например, вода при атмосферном давлении в 1 атмосферу закипает при 100 градусах по Цельсию. Таким образом, в научные факты не попадают регулярно невоспроизводимые в определенном эксперименте или регулярно ненаблюдаемые в оговоренных условиях явления. Это значит, что из научных фактов выпадает большинство данных человеку явлений и остаются только те, которые наблюдаются регулярно в оговоренных условиях. Важно отметить, что экспериментальные научные факты расширяют область данных человеку явлений, так как создаются искусственно. Искусственные факты могут относиться к любой сфере поведения объектов (поведение человека, животных, неживой природы). Сфера естествен ных фактов также расширяетс за счет развития приборов (зрительная трубка, микроскоп, стеклянная призма и мн. др.). Таким образом, наука характеризуется постоянным ростом фактов. Рассуждения помогают созданию и наблюдению новых фактов, так как указывают на области наблюдения, технику создания экспериментальных установок приборов для наблюдения, как и на способы действия с ними. Учебные курсы представляют собой синопсисы научных и практических знаний. Они строятся так, чтобы учащийся мог осваивать от простого к сложному, от основного, фундаментального к частному, нефундаментальному. логика построения учебных курсов противонаправлена логике монографий и статей. Это конструктивная логика . Важно описать, как делать чтото, изменяя поведение людей, животных, неживых объектов на пользу человеку. Объективные научные факты и рассуждения привлекаются в курсах, поскольку они могут служить формированию правильных действий обучающегося. Поэтому учебные курсы, будь то швейное дело или психология человека, своим критерием имеют не научную истину, а правильность поведения , исходящую из научных знаний и опыта той деятельности, которую описывает курс. Особенностью понятия правильность является отсутствие ошибки, которая не дает возможности получить удовлетворяющий результат тех действий, которым курс обучает. Как правило, обучают известным ранее и новым действиям. Схема 4.23 показывает, как выглядит связь между разными жанрами научных сочинений. Схема 4.23
Связь жанров предопределяет тесную связь научных исследований и педагогической деятельности. В каждом цикле развития научных публикаций появляются новые факты, новые силлогизмы и новые умения, распространяе мые на общество и его части. Эстетика возведения к архетипу отсутствует, торжествует этика и эстетика новообра зований, погоня за новым и новшествами .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие места печатной научной литературы» з дисципліни «Теорія риторики»