Некоторые исторические нормы этоса в их содержательном развитии
Исторические примеры ошибок при введении норм этоса рождены с неумением обойтись с новой фактурой речи. Примеров такого рода очень много. Рассмотрим некоторые основные, нанесшие сильный ущерб человечеству. Каждый пример показывает неумение создать новые нормы этоса для новой фактуры. Все сказанное далее в этом параграфе представляет собой примерное рассуждение. История пока не исследовала связи между речевым этосом и общественными процессами. Как видно из описания фактур речи в их истории (см. таблицу 4.5), каждый этап становления новой фактуры речи выделяет, благодаря правилам этоса, три вида речи: асимметричный, симметричный и нейтральный (асимметричносимметричный). Таблица 4.5
Эта классификация позволяет установить, что социальные возмущения связаны с использованием новых асимметричных видов речи, для которых еще не выработаны правила этоса. Что касается молвы (I), то благодаря ее сравнительно частному характеру ошибки в использовании молвы сводятся к тому, что называется в народе сплетней. Сплетня --- недолжный вид молвы, когда предметом молвы является не событие или сведение, о котором надо передать от человека к человеку по цепочке, а суждение о каком-либо человеке. Другим видом недолжной молвы являются слухи. Слухами называются недостоверные сообщения о событиях. Слухи и сплетни до сих пор используются как инструмент психологической войны, если они специально организованы. Фольклорные правила ведения речи запрещают слухи и сплетни. Гомилетика --- самый мощный по влиятельности вид речи, основанной на книгах. Гомилетика --- много кратная речь перед одной и той же аудиторией. В сравнении с ораторикой --- однократной речью на данную тему перед аудиторией - гомилетика не допускает критического рассмотрения содержания речи . Дело в том, что однократная речь на данную тему может быть запомнена слушателями и критически рассмотрена на предмет правильности и пригодности для слушателя. Гомилетическая речь, учительная по своему характеру, повторяется перед одной и той же аудиторией много раз и развивается в этом повторении. Поэтому слушатель не может удержать ее в памяти и может критиковать только оратора, его манеру, но не содержание его речей. Влияние гомилетического оратора фактически бесконтрольно. Вот почему при зарождении гомилетики власти боролись с гомилетикой и с проповедниками, так как не могли удержать влияние гомилетической речи. Дело кончалось тем, что власти сами подчинялись тем духовным правилам морали, которые несли в своей проповеди проповедники. Можно видеть, что гомилетика была взрывоопасным видом речи . Не случайно и власти, и толпа в первые века христианства гнали, физически уничтожали и фактически казнили почти всех апостолов и многих проповедников, которые стали мучениками. Но сколько ораторов, столько и принадлежащих им аудиторий. Аудитория, воспитанная одним оратором, может войти в противоречие с аудиторией, воспитанной другим. Поэтому основным способом регулирования гомилетической речи нормами этоса является литургика. Когда в раннем христианстве сложилась проповедническая гомилетика, связанная с литургикой, уже апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, не толковали учение Христа однородно, а письменное оформление их проповеди в двенадцати Евангелиях заставило особыми соборными постановлениями разделить впоследствии Евангелия на канонические, вошедшие в Новый Завет, и апокрифические. Серьезные споры и жертвы вызвало иконоборчество. Прекращение иконоборчества отмечается церковно как торжество православия. Книгопечатание, как известно, началось с издания церковных рукописных книг, которые стали книгами массового пользования. Это вызвало самые большие и грозные последствия в истории общества, связанные с появлением протестантизма и рядом его толков. Перевод Священного писания на вульгарные языки с латинского, прежде единого языка церкви и богослужения, потребовал, как всякий перевод, определенной интерпретации в языке перевода, которая нередко совершается незаметно, даже для самого переводчика. В этих условиях пришлось заново перерабатывать прежде всего литургику. Массовое издание Священного писания и гимнографических текстов, отвечающих Священному писанию, фактически привело к тому, что база литургики расширялась, так как если ранее она вырабатывалась образованными кругами священнослужителей, то теперь к ней были привлечены миряне, многие из которых были малообразованны. Молиться поразному значило поразному вести службу и церковное общение. Различие в службах дало раскол, при этом раскол множественный (лютеране, кальвинисты, пуритане и т. д.). Протестанты, как масса верующих, обратили свою критику на папу и его прелатов, встали вопросы об имуществе римской церкви в Северной Европе, это имущество подвергалось секуляризации (собрание гравюр XVI в. в Виттенберге, где была кафедра Лютера, показывает, сколь жестока была эта война). Гугенотские войны во Франции унесли значительную часть ее активного населения. В Британии время смены литургики отмечено жестокостями Генриха VIII. Успокоение североевропейского протестантского мира потребовало около ста лет, и в ходе этого времени вырабатывалась протестантская литургика, отвечающая каждой протестантской церкви. В России справка церковных книг, необходимая по условиям книжной печати, породила раскол в литургике. Но благодаря тому, что та и другая стороны придержива лись классической догматики византийской церкви, спор шел о букве текстов, т.е. о греческих источниках справщиков. В сравнении с Северной Европой Россия отделалась что называется "легким испугом", хотя до сих пор вспоминает это время с известным страхом. Книгопечатание светских и духовных книг потребовало разработки особых моральных и организацион ных издательских и академических правил этоса для авторов, что привело к разделению печатной литературы на ученую, художественную и журнальную , различающуюся правилами цитирования как этическими принципами разделения видов печатной литературы. Это различение воспроизводится в таблице 4.6. Таблица 4.6
Но главное господствующее положение авторов печатной литературы по отношению к читателям заставило общество принять цензурные законы. В зависимости от источника цензуры она делится на превентивную, карательную профессиональную и карательную местную. При превентивной цензуре за текст отвечает цензор, руководствуясь цензурной инструкцией. Так было в большинстве монархических стран Европы. При карательной цензуре уже изданные тексты рассматривает цензурный суд, состоящий из специалистов. При местной карательной цензуре ее функции осуществляет местный неспециальный суд. Три рода цензуры различаются характером эффекта. При превентивной цензуре цензор стремится исключить из текстов все то, что не отвечает защите личности, народного здравия и общественного и государственного порядка. Превентивна цензура, таким образом, восходит к практике отбора рукописных сочинений, когда нужно было получить благословение или административное разрешение на переписку рукописи. Это, впрочем, не могло быть строго регулировано, так как переписка рукописных сочинений чаще всего велась по частным заказам владельцев библиотек. Превентивная цензура велась государственным чиновником, который предварительно прочитывал рукопись книги и давал разрешение на ее издание. Он мог участвовать в авторском творчестве, подавая автору советы о содержании и форме текста, предлагая исключить или добавить в текст те или иные фрагменты. Отношения при этом складывались так. Читатель был застрахован достаточно жестко от исключительного авторского влияния, но автор стеснен в выражении мысли и стилистике текста. С другой стороны, темпы книгоизда ния и обилие книг на разные темы сдерживалось возможностями цензора прочесть и отработать тексты рукописей. Увеличивавшееся число авторов оказывало давление на цензоров и благодаря этому давлению могло проводить через цензуру многое из того, что запрещалось цензурной инструкцией. Карательная профессиональная цензура образована как судебный процесс между авторами и издателями, с одной стороны, и потерпевшими от содержани текста, с другой. В результате таких процессов иски могли быть либо отвергнуты, либо удовлетворены. Авторы и издатели, опасаясь отрицательных для себя результатов процессов, сами следили за содержанием текстов и исключали из них то, что могло вызвать жалобу в суд. С другой стороны, никакого предварительного чтения авторской рукописи или сигнального экземпляра не было. Поэтому автору и издателю не ставились никакие предварительные условия, стесняющие авторскую мысль. Карательная местная цензура действует также через суд. Но это не суд профессионалов, а обычный гражданский суд, в котором текст толкуется с точки зрения обыденного читательского сознания, а не специального филологическо го знания. Запретительный вердикт такого суда касается не текста печатного произведения, а распространения текста, и санкции относятся к распространителям печатного произведения, т. е. книготорговцам, а равно и издателям, и авторам, если они сами берутся распространять свои произведения. Но запрет на распространение действует не в масштабе государства, а только на той территории, котора входит в компетенцию суда, например района или округа. На территории другого округа или района печатное произведение может распространяться. Поэтому запрещенное печатное произведение может дойти до читателя, если читатель приобрел его на другой территории. Это значит, что автор должен считатьс с не профессиональнофилологи ческим пониманием своего произведения, с одной стороны, и в то же время может рассчитывать на то, что его произведение, даже будучи запрещенным, дойдет до читателя. Карательная цензура, особенно карательная местная, породила сильную полемику между авторами, которая доходила до прямого сведения счетов в виде дуэлей и физической расправы. Это практически не встречалось в странах с превентивной цензурой. Карательная цензура давала обществу представление о силе слова. Она распространялась в обществе, имевшем представительную власть, и печать становилась контролем над представительной властью. Превентивна цензура не позволяла печати контролировать власть, но она накапливала в обществе состояние духовной стагнации и порождала недовольство властью. Это ярко видно на примерах истории монархических стран XIX в.: Италии, Германии, Австрии, России, Китая, Индии и др. Другим видом контроля над печатной продукцией со стороны государств было лицензионное право, распространя ющееся на издателей. Законодательство о лицензионном праве в разных странах и в разное время сильно различалось. Смысл лицензионного права как речевого этоса состоит в том, чтобы воздействовать на коммерческую сторону издательской деятельности и этим обеспечить определен ный контроль над содержательной стороной печатных произведений. В лицензионном праве оговаривается содержательное направление издательской деятельности --- тематика изданий. Если обладатель лицензии выходит за круг оговоренных в лицензии тем, то лицензия может быть отобрана и издательская деятельность прекращена. Еще одной косвенной формой контроля за содержанием печатной продукции является коммерческое и гражданское право --- право собственности. Личное или акционерное владение издательской фирмой или торговлей печатными произведениями может стать формой контроля за содержанием и распространением печатной продукции. Это скрытая от читателя, но очень действенная форма контроля, влияние которой сильнее всего чувствуется в журналистике. Переход к массовой информации создал новые правила речевого этоса, которые действовали в разных странах поразному. Массовая информация есть продолжение и развитие журналистики. Журнальная литература формирует этические и политические предпочтения и на этой основе создаются политические партии, которые выражают свои этические и политические предпочтения через журналистику, главным образом, через газеты. Поэтому складывается партийная этика, которая отражается в содержании изданий. Партийная этика может быть двух полярных типов, между которыми существует много переходных вариантов партийной этики. Исторически первым типом являетс либеральный тип этики, развившийся в странах с карательной цензурой по преимуществу. Суть либеральной этики состоит в том, что лицо присоединяется к партии добровольно, не связывает себя клятвой и имеет право высказывать мнения, расходящиеся или даже противоположные мнению большинства членов партии и руководства партии. Суть иной этики, называемой демократический централизм , состоит в том, что член партии лишь во время обсуждения вопроса высказывает личные мнения, но подчиняется в своих суждениях и действиях суждениям большинства после того, как решение принято. Руководство партии обобщает мнения, и решени организаций партии и решения руководства становятся обязательными для всех ее членов в их мыслях и поступках. Демократи ческий централизм развилс в тех или иных формах, главным образом, в странах с превентивной цензурой. Два типа партийной этики повлияли на структуру и судьбу массовой информации с точки зрения администра тивных, правовых и имущественных отношений, составляю щих речевой этос. При либеральном типе партийной этики сохранялась множественность партий, развивались различные органы массовой информации, придерживавшиеся разной информационной политики, и одновременно массовая информация превратилась в крупный бизнес, вокруг которого группируются многие фирмы и отдельные физические лица, занимающиеся мелким бизнесом. В этом бизнесе цензурные действия ведутся путем заключения контрактов с издателями текстов: информационными агентствами, органами информации и отдельными работниками. Содержание слова в этом случае полностью продажно, так как непродажное слово не имеет шансов на коммерческий успех. Содержательность текстов ограничена объемом тиража. При демократическом централизме, своеобразно возродившем этику военной демократии, массовая информация монополизируется в тех или иных формах: имущественной, управленческой, партийно-дисциплинарной. Она становитс некоммерческой и действует как единый трест. Цензура над конкретным текстом осуществляется путем товарищеской партийной критики методом внутреннего рецензирования печатной продукции и массовой информации. Демократический централизм привел ряд стран к тому, что теперь принято называть "тоталитаризмом" и "культом политической личности". Эти явлени скрыты в возможностях самого текста массовой информации. Тоталитаризм охватил ряд стран: Италию, Испанию, Германию, Россию, Китай, отчасти Индию, Корею, Вьетнам и еще некоторые страны Юго-Восточной Азии и Африки. Начиная с 60-х г. ХХ в. образуется информатик а. Между информатикой и массовой информацией сложилось средостение --- современная реклама как еще один интернациональный вид речи. Развитие этих отношений показано на схеме 4.15. Схема 4.15
Это значило, что отношение классов речедеятелей перестроилось. Они оказались более полными и сбалансиро ванными. Информатика создавалась на базе компьютерных технологий. Компьютерные технологии, представляя своим содержанием культурно значимые сведения, не могли существовать на унитарной идеологической базе. Всякое практическое действие требовало своей, пусть очень частной и маленькой, но все же идеологии. Информатика в ее отношении к массовой информации, в частности, через общие для них тексты рекламы, потребовала новых принципов управления общественными процессами. Новый принцип управления общественными процессами получил название "связи с общественностью". Как показано на схеме 4.16, связи с общественностью (public relations) представляют собой риторические изобретени какой-либо идеи и серии аргументов, которые координированно направляютс как содержание текстов рекламы, массовой информации и информатики, а также печатных и рукописных текстов и устных публичных речевых действий всех видов ради продвижения изобретенной идеи. Схема 4.16
Поскольку связь с общественностью как риторичес кое изобретение множественна, то риторы, создающие связь с общественностью, продвигают в жизнь любое новшество: гуманитарное, техническое, культурное, политическое, социальное, экологическое. Новшеств оказывается много, они следуют вместе и в последовательности так, что одно новшество готовит другое и подхватывает прежде созданные и соседствующие. Современное развитие риторики в ее самой существенной части есть риторические действия связей с общественностью. Стали формироваться новые принципы речевых отношений, т. е. множественность коллективных риторов. Плюрализм в связях с общественностью требует разделения иерархически управляемых структур в любой области деятельности, в том числе и в речевой деятельности, а это требует делегирования полномочий во всех формах управления и координации действий на договорной основе. Наивный материализм догматического марксизма-ле нинизма не позволил реализовать преимущества своих социально ориентированных идей, потому что КПСС в расчете на стихийность процессов общественного сознания, плетущегос за развитием производительных сил, вопреки мировому опыту, не стала стимулировать развитие теории и практики информационных технологий, т. е. новых фактур речи и отвечающих им правил речевого этоса. Это было сделано вопреки многим предложениям, идущим изнутри общества и мировому опыту. Перестройка управлени с иерархически-декре тивного на связь с общественностью была произведена революционным путем, что, как в любой революции, привело к сокращению и даже падению производства и продуктивной занятости. Надо отметить, что преимущественное положение в обществе имеет тот речедеятель, который выводит в оборот речи новую фактуру и развертывает новые правила речевого этоса, соответствующие этой фактуре.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Некоторые исторические нормы этоса в их содержательном развитии» з дисципліни «Теорія риторики»