Языковое единство при устных речевых коммуникациях
Содружества людей в принципе определяются в своих границах возможностями общения. Так, местные коммуны, например, сельские и городские поселения, религиозные общины, хозяйственные организации, политические партии и даже криминальные сообщества определяются в своих границах возможностями речевого общения. Таким образом, содружества людей, как показано на схеме 4.2, зависят от возможностей общения, а возможности общения зависят от фактуры речи, с одной стороны, и от общественно установленных правил пользования речью определенной фактуры, с другой. Схема 4.2
Если содружества располагают только устной речью и не имеют письменности, то границы содружества определяются досягаемостью устной речи. Люди стремятся максимально расширить возможности речи расширением границ содружества. Устная речь предполагает два класса речедеятелей: говорящие и слушающие. Каждый говорящий может быть слушающим и наоборот. Поэтому устная речь, особенно дописьменная, предполагает языковое единство общества . Устная речь в ее дописьменно-литературном состоянии, т. е. до того времени, пока она не стала опираться на письменную речь, делится на молву , фолклор и устный диалог . Устный диалог объединяет семью и соседей, т. е. тех людей, которые могут вступить в общение, ограниченное досягаемостью человеческого голоса. Если использовать память человека и заставить его сохранять в своей памяти содержание и форму речевого общения , то границы содружества можно расширить. Это достигается тем, что благодаря научению и повторению выученного знание однородных и одинаковых текстов делает возможным для человека, живущего в одном селе-коммуне, общаться с людьми, живущими в другом. Пределами такого межкоммунного общения являются границы памяти людей и правила социального подкрепления этой памяти. Племя, состоящее из родов и семей, имеет количественный предел. Этот количественный предел заключается в том, насколько фольклорные тексты, которые регулярно воспроизводятся, могут быть относительно неизменяемыми при их регулярном воспроизведении на память в разных коммунах. Известно, что фолклор, благодаря несовершенству человеческой памяти и несовершенству воспроизведения, постоянно изменяется. Эти изменения в разных частях большого племени, при отсутствии связей между частями этого племени, приводят к тому, что фолклор утрачивает единство и вместо одного племени образуются два и более племен, различающихся фольклором и, следовательно, формами языка. Это временные границы устного языка. Пространственное расширение племени приводит к сокращению внутриплеменных языковых связей. Благодаря этому единство фольклорных текстов не может быть удержано. Формируются две или несколько фольклорных общностей со своей культурой, и из единого племени образуются два и более родственных племен. Это пространственные границы языка. Пока не изучены пределы и факторы образования новых родственных дописьменных языков. Эти пределы по данным компаративистики определяются связью пространства и времени. Единство племени поддерживается понятностью речевого общения. Понятность речевого общения поддерживается молвой, которая служит для передачи текущей информации внутри коммун и между коммунами. Если люди живут оседло, то они более сконцентрированны на одной территории, но оседлая жизнь предполагает занятость людей своим семейным хозяйством и, следовательно, требуется меньший объем оперативной информации . Если люди ведут кочевой образ жизни, то племя может сохранять свое единство на существенно большей территории, так как осуществляется большее число контактов и существует большая потребность в молве, а следовательно, большее число людей и занимаемой ими территории охвачено одной фольклорной культурой. Тип хозяйства и интенсивность общения определяют возможность передачи молвы и удержания единства фольклора. Границы племен определяются условиями ландшафта и типом хозяйства, с одной стороны, и интенсивностью речевого общения, с другой. Интенсивность речевого общения определяется и количеством населения. Поэтому границы содружества людей определяются соотношением, показанным на схеме 4.3. Схема 4.3
Эта внутренняя структура определяет внешние границы племенного единства, т.е. его территорию. При изменении типа хозяйства и условий обитания меняются потребности в интенсивности общения. При росте народонаселения сокращаются возможности интенсивного общения, так как большее количество людей, при одном и том же типе хозяйства, будет захватывать большую территорию. Само содержание речевых коммуникаций может быть таким, что их интенсивность не поддерживается и этим ослабляется речевая (и культурная) связь людей. Это показано на схеме 4.4 (стр. 358). L --- язык; Y --- количество населения; X --- тип хозяйства; Z --- интенсивность речевого общения; Схема 4.4
D --- точка разделения населения по языкам и культурам: создание разных фольклоров. По некоторым данным этнографии пределом количества населения является один миллион человек. За этим пределом происходит разрушение племени, так как нельзя поддержать интенсивного общения и единства фольклора. Пределом территории является ее протяженность 2-3 тысячи километров, когда становится невозможным с помощью транспортных животных (лошадей, собак) поддерживать интенсивное общение. Все три внутренних фактора действуют одновременно и соответственно оказываются количественно взаимоограничивающими. Лингвистика насчитывает 3-5 тысяч языков и на один-два порядка большее число диалектов. Эти числа показывают меру дифференцированности человечества в условиях использования только устной речи. Таким образом, закон территории: Устная речь в дописьменном состоянии образует территориальное деление общества. Закон территории объясняет тип территориальных претензий. В современном обществе устное речевое общение предполагает также претензию на территорию, где распространен данный язык, на племенное в историческом аспекте владение землей. Поскольку в устной речи каждый говорящий является слушающим, классы речедеятелей, разделяемые по созданию и получению речи, не осознаются, но осознаются отношения между различными языками. Отношения между языками понимаются как отношения людей, занимающих некоторую исконную территорию обитания, и как перемещения племен по территории переселения народов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Языковое единство при устных речевых коммуникациях» з дисципліни «Теорія риторики»