Что касается впечатлений, которые оказывает диалог на души его участников, то с этой точки зрения диалоги разделяются на следующие категории: 1) влияние на чувства; 2) влияние на волю; 3) влияние на образную мысль; 4) влияние на знания; 5) влияние на намерения; 6) влияние на действие. Типы влияни иногда называют целями. Но необходимо различать действительные цели диалогов, т. е. организацию и осуществление деятельности, и психологи ческие цели как изменение психологического состояния участников диалога. Поскольку основной эмоцией речи являются сострадание и страх (Аристотель), то влияние на чувства сводятся к любви, вражде и поддержанию контактов. Это достигает ся поддержанием и разрывом речевых контактов, при этом разрыв связей, специально акцентированный, вызывает вражду, а желание поддерживать речевые отношения вызывает любовь. Но поддержание отношений может носить формальный характер, когда речевые связи поддерживаются как бы про запас. В этом случае любовь или вражда присутствует в потенции. Различия впечатлений при влиянии на чувства реализуются фатической функцией речи (приветствие, прощание, поздравление, показательные речи и т. п.). Влияние на волю - сложный диалог. По правилам диалога каждый слушающий ждет от говорящего чеголибо опасного в его речах, а говорящий боится быть критикованным слушающим. Поэтому влияние на волю осуществляется при условии, что участники диалога по условию перестают опасаться речей другого. С этой точки зрения влияние на волю осуществляется тогда, когда диалог привычно-любовен и тем сняты опасения. Влиять на волю можно тремя путями: путем отказа от волевых усилий - гипноз, путем возбуждения волевых усилий - психоанализ и путем мобилизации чувств под воздействием воли - редкий вид диалога, который можно назвать профетическим . При гипнозе гипнотизер произносит и повторяет слова, заведомо ничего не значащие для слушающего, повторение таких слов вызывает, с одной стороны, отсутствие необходимости защищаться от них, и этим иммобилизуются вол и критика высказываний, и одновременно поддерживается речевая связь. Если пациент заснул, утомленный однообразием, он сохраняет речевую связь, может быть подвержен внушению. Психоанализ противоположен по действию гипнозу. Врач, наоборот, расспрашивает пациента о его истории и в процессе расспроса обнаруживает событие, оказавшее травматическое действие на психику пациента. После этого врач объясняет характер и природу повреждения и призывает пациента напрячь волю для преодолени повреждения сознательно, так как природа повреждения объяснена пациенту. Профетический диалог предпринимается с целью вызвать у пациента интуитивное знание. Для этой цели, обусловив психологическую защищенность пациента (действия и слова не отразятся на пациенте отрицательно по предварительному условию), врач начинает словами вызывать сильное чувство опасности, например, оскорбляет пациента, применяя к нему уловки эристики. Это заставляет пациента подавлять в себе сильные чувства и изыскивать способы избавиться от психического повреждения, отыскивая внутренние контраргументы. Поиск этих контр аргументов заставляет мобилизовать способности к изобретению, т. е. интуицию. Так человек может развить свои способности интуиции. Успешность изобретения с помощью интуиции поощярется похвалой. Все три вида диалога с влиянием на волю допустимы только в особых условиях и только со стороны лица, имеющего медицинское и психологическое образование Влияние на образную мысль - необходимая часть воспитания. Оно обычно ведется родителями и педагогами. Этот вид влияния представлен в случаях, когда диалог проходит в игровых условиях. Он начинается с поощрения ребенка (или взрослого) высказать свою мечту. Это высказывание поддерживается и поощряется словами или предложением нарисовать чтолибо, или станцевать, или спеть. Далее диалог происходит так, что, помимо мечты, высказывают предложение сообщить свои предположения о развитии событий (независимо от воли и мечты). Предположения рассматриваются и обсуждаются с точки зрени их реальной сбываемости. Затем предлагается высказать что-либо в эстетической форме (например, написать стих), и результат рассматривается в связи с формами поэтики, техники, игры или любого другого вида конструктивной деятельности. Этот тип диалогов имеет целью развить воображение и сформировать образы. Диалог, развивающий знания, строится в виде умственных задач, сообщени методов их решения и оценки результатов решения. В результате таких диалогов формируется понятийный аппарат, образуется строгость суждений. Диалог, формирующий намерения, строится путем выдвижения вариантов решения, сводимых к альтернати вам. Выбор сторон в альтернативе или нахождение нового решения на базе вариантов предполагает воспитание способности принимать решения. Диалог действенный, влияние которого состоит в реализации действия, состоит из высказываний, вносящих предложения, и высказываний, анализирующих предложения, а затем и в переходе к действию. Все виды диалогов, классифицируемые по типам влияния, кроме диалогов, управляющих волей, доступны каждому, но реализуются лишь в определенных ситуациях воспитания, организации, действия, решения образных и понятийных задач, когда участники диалога находятся в определенных отношениях: учитель и ученик, партнеры, начальник и подчиненный, игровые роли и т. п. Влияние в диалогах применяется всегда, но по уместности и регулируетс моралью и нравственностью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Логос диалога как психологическая категори» з дисципліни «Теорія риторики»