Диалоги по предметам обсуждения различаются по тому, каковы проблемы, стоящие перед обществом, а сами проблемы различаются по родам занятий. Сами занятия, как показывает история культуры, развиваются закономерно, исходя из одного источника - семьи - и развиваясь далее по родам деятельности. Как показано на схеме 3.16, в основе этого развития лежит переход от семейно-родового устройства общества к государственному устройству. Схема 3.16
В каждом виде диалога используются по потребности любые виды словесности . Так, диалог семейный бывает устный, включая молву и фольклор , эпистолярный, документный, книжный, а теперь информационный (например, сватовство через информационную систему), массовой информации (брачные объявления), рекламный (массовая информация , знакомства). Диалог государственный зависит от формы правления. Демократия как форма правления разделяется на исполнительную, законодательную и контрольную (судебную) власть (цензор, президент, законодательное собрание, прокуратура). Монархия дает в общем те же виды диалога, но организатором дебатов выступает одно лицо. Военный диалог, как правило, - устнописьменный, где устная и письменная речь тесно связаны между собой. Но в этот диалог могут быть втянуты сочинения, информатика и иногда массовая информация . Дипломатический диалог состоит из устных переговоров, их записей, отчетных документов, обзоров и специальных жанров дипломатических документов (меморандум, нота, вербальная нота, договор, конвенция и т. п.). Устный дипломатический диалог строго этикетен и включает в себя обращение с визитной карточкой, формулярные приглашения, формулярные согласия, формулярные согласия на приглашения и т. п. Диалог разведывательный включает в себя создание резидентуры и агентуры, ведение опроса агентов и частных лиц, документы, оформляющие сотрудников, отчеты, использование книг, криптографию, дешифровку, использова ние массовой информации, рекламы и информатики. Диалог судебный включает следственные и судебные действия, происходящие в устнописьменной форме и в настоящее время располагающие своей развитой документной системой. Диалог финансовый обслуживает финансовые операции и относительно каждой операции имеет свой вид документа. Основой финансового диалога являютс бухгалтерские документы. Текст и материал письма, как правило, различным образом защищены от подделки, устный диалог ориентирован на формы документов. Развитие информати ки развертывает систему кредитных карт, облегчает переводы денег и иных ценностей, развивает бухгалтерский учет. Диалог административный состоит из административных переговоров, документов, широко используются данные всех других видов диалогов и в настоящее время широко используются средства информатики. Образовательные диалоги - учебные, пропагандистские, проповеднические - содержат все виды словесности. Диалог деловой предполагает организацию культуры, производства, торговли, финансов (относительно организаций), управления, изобретения, развлечения, информирования, создания и хранения технологий. В деловом диалоге используются также все виды словесности. Диалог ритуальный состоит из условных и воспроизводимых регулярно в определенном ритуале реплик (ритуалы спортивные, государственные, семейные и т. п.). Каждый вид диалога по предметам обсуждения имеет свою логосическую цель: 1. Диалог семейный - моральное и материальное благо семьи. 2. Диалог государственный - устойчивость власти и благо государства. 3. Диалог военный - подготовку и использование вооруженных сил для защиты и нападения. 4. Диалог дипломатический - поддержание и укрепление через осведомление межгосударственных и консульских отношений. 5. Диалог разведывательный - сбор, обобщение и анализ конфиденциальной информации. 6. Диалог судебный - установление справедливос ти и разрешение споров и конфликтов в обществе. 7. Диалог финансовый - установление и действие денежнокредитной системы. 8. Диалог административный - реализацию системы управления. 9. Диалог образовательный - обучение и воспитание. 10. Диалог ученый - описание научной картины мира. 11. Диалог деловой - создание и использование материальных ценностей. 12. Диалог ритуальный - приобщение людей к определенной возрастной, профессиональной, территориаль ной и другой группе. Поскольку логосы диалогов различаются по целям, они вырабатывают каждый свою систему речевых формул (стандарт логоса речи). Овладение этими стандартами происходит в системе профессионального образования. Профессиональная пригодность определяется овладением этими речевыми формами, поскольку вне знания этих формул невозможны профессиональные занятия
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация диалогов по предметам обсуждения» з дисципліни «Теорія риторики»