Существуют следующие наиболее общие правила приема сообщения: а) получателю рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание; б) получателю рекомендуется отвечать на сообщение, в котором к нему обращен вопрос; в) получателю рекомендуется отвечать действием, которое предписано ему побуждением. Из этого перечня видно, что рекомендуемым способом действия получатель является: 1) умолчание, если нет вопроса; 2) ответ словом, если нет побуждени 3) перессказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения; 4) действие, если нет специального побуждения к бездействию. С точки зрения свободы выбора ответа повествователь ные высказывани противопоставлены вопросу и побуждению, но не различны с ним в структурно-функциональном отношении, так как у повествовательных высказываний нет обязательного ответа какой-либо репликой или действием. Вопрос и побуждение, напротив, строго различаются в отношении создания ответной реплики. Таблица 3.10 показывает, какими в соответствии с правилами речевого этикета бывают типы ответа слушающего на различные высказывания говорящего. Таблица 3.10
Знаком " - " обозначен тип ответа, не рекомендуемый речевым этикетом, знаком " + " обозначен тип ответа, предписанный речевым этикетом, знаком "О" обозначен ответ, который допускает свободу выбора. Как видим, при продлении общения все виды речи стремятся перейти в повествовательные высказывания. Повествование может быть оторвано в своем содержании от ситуации речи. Поэтому продуктом повествовательной речи всегда является развитие социального языка (в отличие от этологического поведения людей). Переход к практической деятельности может осуществляться во всех трех типах ответов. Закон: Правила этоса приводят к бесконечной продолженности диалога. Этот закон можно назвать законом постоянной социализации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бесконечная продолженность диалога» з дисципліни «Теорія риторики»