Первым средством диалектической аргументации является сообщение общезначимых фактов или примеров. Пример --- семантически сложная категория. Простейшим видом примеров является пример-сообщение о событии, удостоверенном очевидцами и заслуживающими доверия источниками: "В селе N отмечено появление летающей тарелки в 00 часов 00 числа 00 года. Свидетели: Иванов, Петров, Сидоров и другие жители деревни" . Следуют их рассказы. Это фактографические примеры. Более сложным видом примеров является научный пример. Содержание научного примера состоит из поведения объекта в эксперименте со строго заданными условиями или из возможности каждому убедиться в том, что данный факт имеет в указанном месте прочное существование. Например, "удельный вес железа - 7,8" или "роман в стихах А. С. Пушкина Евгений Онегин начинаетс словами: "Мой дядя ..." Случай с летающей тарелкой не является научным примером, так как тарелка не появляется в эксперименте и ее появление нельзя наблюдать в определенном месте и времени каждому. Литературный пример --- пример-текст из общеизвестного произведения. Примером, достойным хорошо воспитанной барышни начала XIX в., может служить Татьяна Ларина. Если бы современные девицы могли вести себя так, как Татьяна Ларина, то все те их поклонники, которые ими прежде пренебрегали, получали бы отказы при повторном сватовстве. Текст может быть взят не только из поэтического, но и из прозаического произведения: "Из истории известно, что Александр Невский был приемным сыном Батыя". Гипотетический пример или умственный эксперимент. "Представим себе тележку с идеально смазанными осями, идеально гладкий путь и сопротивление воздуха отсутствует. Если толкнуть такую тележку, то она будет катиться прямолинейно с одной и той же скоростью бесконечно" . Все условия поведения такой тележки под воздействием импульса силы нереальны и неосуществимы. Гипотетические примеры служат для обоснования научного рассуждения. В риторической практике все четыре вида примеров могут появляться вместе или порознь. В эристических видах речи распределение примеров по видам словесности выглядит следующим образом: В дописьменной устной речи, письмах, в ораторике, пропаганде появляются и используются все виды примеров. В документах не допустим литературный пример. В фолклоре, художественной литературе формируются литературные примеры и, следовательно, литературный пример является гипотетическим по условиям создания самого текста. В этих видах словесности пример сообщени о событии, остальные виды примеров допустимы. В журналистике и массовой информации основой текста являются примеры сообщений о событиях, в рассуждениях допустимы литературные<\a> и гипотетические примеры . Научные примеры используются в научной журналистике. В неэристических видах речи положение следующее: В молве используются только фактографические примеры . В проповеди используются литературные примеры и гипотетические примеры , фактографические и научные не используются. В учебной гомилетике используются гипотетические и научные примеры , фактографические и литературные не используются. Также применяются примеры и в научной литературе. В рекламе используются только фактографические примеры. Речь на неписчих материалах и тексты информатики лишены аргументации с помощью. В таблице 2.11 представлена аргументация с помощью примеров по видам словесности . С точки зрения риторического изобретения, аргументация примерами --- основная. Подбор примеров --- основа сбора материала для подготовки речи, выбор и распределение примеров --- основа расположения речи, основа ее композиции. Объяснение примеров - основа доказывания . Тип примера и его место в композиции --- главное средство эмоционального влияния речи. В устном диалоге факты (фактографические примеры) при интерпретации требуют литературных , научных и гипотетических примеров . Фактографические примеры тем самым истолковываются другими типами примеров , переходы от фактографических примеров составляют рассуждение --- доказательства и опровержения. Это же относится ко всем видам ораторики, пропаганде , письмам и документам . В последних литературные примеры обычно считаются неуместными. Так построены тексты, главная цель которых заставить аудиторию принять решение и перейти к действиям. Тексты, имеющие культурное и эстетическое назначение (фольклор и художественная литература), как правило, не оперируют литературными примерами , так как сами заняты созданием литературных примеров --- созданием образов ситуаций и Таблица 2.11 образов героев. Риторическое изобретение в этих текстах идет от гипотетических примеров , которые автор обычно находит в иных видах словесности от газеты (как Ф.М. Достоевский) до документов, диалогов по предметам судебной речи и общежития и, исходя из гипотетических примеров, находит для текста фактографические и научные примеры , образует соединение и сцепление их в образы. Так образуется тема и проблема лирического , драматического и эпического произведений и располагается художественнориторическое изобретение. Проповедническая литература и устная практика по условиям речевого этоса не может пользоваться фактографическими и научными примерами. Она строится на высокой абстракции . Эта абстракция есть живое сознание общих мест, составляющих религиозную догматику и развитие житейской прагматики. В проповеди литератур ные образы и гипотетические примеры --- основа подготовки материалов речи, а их расположение --- главная сила проповеди, ее способность оторвать людей от житейских повседневных интересов и повернуть их мысль внутрь себя, упорядочить свое внутреннее состояние, подготовить душу к любому виду деятельности - духовной и практической. Учебная речь и научная литература по условиям речевого этоса не должна оперировать фактографическими и литературными примерами. Они не признаются как доказательства. Поэтому учебная речь и научная речь начинаются от гипотетических примеров , общепризнанных в науке или самостоятельно сконструированных, в философии, и ищут научных фактов, полностью характеризующих то, что описывается в научном тексте. Когда фактов в распоряжении писателя нет, он их создает либо в эксперименте, либо в научноверифицированном наблюдении. Полнота и доказательность таких фактов есть основная забота ученого (и учителя) для того, чтобы его речь была убедительна. Опровержение в науке состоит, в частности, в том, чтобы отыскать пример , опровергающий рассуждение. Массовая информация и журналистика , как и молва, начинается со сбора фактографических примеров . Эти примеры далее интерпретируются литературными, и гипотетическими примерами . Поиск этих примеров возможен только в массовой информации и журналистике , так как такие примеры запрещены в молве речевым этосом. Наконец, рукописные сочинения, не гомилетика, есть всегда история в широком смысле слова --- история народа, биографии, летописи событий, литературная хроника. Здесь выбор примеров дан как сочетание видов примеров, объединенных временем. Искусство изобретения здесь состоит в избрании значимых для времени примеров и их расположении, которое представляет картину времени и места, где развертываются события (материальной и духовной жизни). Что касается примеров в речи на неписчих материалах и текстах информатики, то это особые виды текстов, суть которых состоит в свидетельстве. Они сами суть нерасчлененные примеры , в которых сконцентрированы и научные , и гипотетические , и фактографичекие , и литературные примеры . Так, в исследованиях историков по эпиграфике , нумизматике и сфрагистике рассматриваются все четыре атрибуции этих словесных объектов. Монета, например, фактографически принадлежит кладу или отдельной находке в определенном времени и месте, находка принадлежит к определенному месту в научной классификации (научный пример ), представляет собой литературный текст с его предметным и образным значением (литературный пример ) и, наконец, описание монеты исходит из источниковедческих постулатов (гипотетический пример ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примеры» з дисципліни «Теорія риторики»