Упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья»
В начале занятия преподаватель должен обратить внимание слушателей на то, что тематика семинара связана с консультированием в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, поэтому им придется обсуждать такие темы, которые могут быть щекотливыми для них самих. В своей профессиональной деятельности каждый консультант должен знать степень своей свободы обсуждать ту или иную ситуацию. При обсуждении любой темы в области репродуктивного здоровья, необходима готовность консультанта ее обсуждать, так как иначе он не будет способен беспристрастно ее анализировать. Следует отметить, что анализ и рациональное обсуждение не должны быть подвержены эмоциональному воздействию. Клиент приходит на прием, потому что он эмоционально дестабилизирован, находится в такой ситуации, которую не может самостоятельно анализировать. Задача консультанта — анализировать проблему совместно с клиентом, при этом необходимо выражать сочувствие, сопереживать с ним. Однако очень важно не «заболеть» проблемой клиента. Особенно, если у консультанта была схожая проблема в собственной жизни. Группе предлагается выполнить упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья».
Группа делится пополам. Первая половина становится в шеренгу, спиной к окну, и им даются карточки с одинаковым перечнем вопросов. Другая половина подходит к первой шеренге и становится напротив, образуя пары. Первая шеренга начинает задавать вопросы своему собеседнику напротив. Нельзя никуда отходить, необходимо четко соблюдать шеренги. Спрашивающий может задать любой вопрос из карточки своему собеседнику, а тот может отвечать, либо, если не хочет, может сказать: «Следующий вопрос». Тогда спрашивающий переходит к другому вопросу. Опрос продолжается 2–3 минуты. Далее преподаватель всех останавливает и предлагает сдвинуться на одного человека влево. При этом последний участник переходит в начало шеренги и занимает место напротив нового собеседника. Обсуждение продолжается еще две минуты, после чего преподаватель опять останавливает группу и предлагает еще раз передвинуться. После четвертой смены собеседников преподаватель предлагает им поменяться ролями, спрашивающие передают карточки с вопросами своим партнерам. Теперь вторая шеренга начинает спрашивать, а их партнеры отвечать. Опрос продолжается, пока не будет сделано еще два передвижения. После возвращения слушателей на свои места начинается обсуждение. Преподаватель задает вопрос: «Ваши ощущения от упражнения? Что сложного было в упражнении? В какой ситуации Вы испытывали дискомфорт? Что понравилось?» Преподаватель поясняет, что у них были разные собеседники по возрасту и полу. Участники и задавали вопросы, и отвечали на них. У всех были разные ощущения в разных ситуациях. Так и должно быть, потому что не может быть все одинаково. Преподаватель комментирует ответы, в том числе обобщая их и резюмируя. У подростков тема репродуктивного здоровья является значимой, и они заинтересованы в получении информации о ней. Данное упражнение слушатели выполняют с целью определения своей готовности и способности обсуждать подобные вопросы. Следует помнить, что, если консультант не готов обсуждать какуюлибо тему, не стоит браться за нее, лучше адресовать подростка к коллеге, который готов эту тему обсудить с ним.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья»» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»