Преподаватель обращает внимание слушателей на то, что в решении конфликтной ситуации центральным является определение причины возникновения конфликта. Внешняя причина, связанная с деловыми неурядицами, рассматривается как следствие, а внутренняя причина, связанная с отрицательными эмоциональными отношениями, часто скрыта. Участники конфликта тщательно прячут истинные внутренние причины (или иногда даже не осознают их) и стремятся к решению конфликта по пути предотвращения следствия, а не причины. В конфликтной ситуации различают две модели/шаблона поведения: конструктивный и деструктивный. В основе деструктивного лежит разрушительная тактика поведения, при которой говорить об эффективном разрешении конфликта не представляется возможным. К тому же при использовании деструктивных стратегий поведения лишь одна сторона достигает желаемого результата, а вторая, не получая ничего, остается скрытым врагом. Вторая, конструктивная модель решения вопросов является наилучшей, так как в результате обе стороны достигают желаемой цели. Однако подход «выиграть/выиграть» не каждому дается легко, он требует специальных навыков, так как стереотипы поведения, заложенные в детстве, часто являются преградой конструктивному поведению. Ярким примером этому служит ситуация из раннего детства, в которой ребенок, возвратившись из детского сада или школы, говорит родителям, что его обидели, а в ответ он слышит: «Не знаешь, что делать? Дай сдачи». Есть и другая, противоположная реакция старших: «Не ввязывайся, уступи». Такие установки со стороны родителей не помогут ребенку найти причины конфликта и его конструктивного решения. Как только мы сталкиваемся с конфликтной ситуацией или видим, как она на нас надвигается, мы можем заранее продумать возможные верные пути решения. Однако делаем это не всегда, часто используя привычные реакции, считая их естественными, хотя на самом деле речь идет просто о привычке. Если каждый раз вы реагируете на конфликт сходным образом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких «конфликтных привычек». Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество, уход). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество или уступку.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Способы разрешения конфликтных ситуаций» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»