Особенности личности клиента, межличностные отношения
Клиенты, приходящие на консультативный прием, отличаются по характеру, темпераменту, возрасту, полу — они все разные, и каждый из них испытывает разные трудности. Одни — когда говорят, другие — когда о них говорят. Поэтому пациенты, приходящие на прием к консультанту, не только имеют проблемы, например, в области репродуктивного здоровья, но и могут испытывать трудности с изложением этих проблем. Выделяется несколько сфер, в который человек сталкивается с проблемами: профессиональная, семейная, личностная. В этой связи существует различная очередность возможного изложения своих проблем консультанту.
Приходя на консультацию, клиент может вначале рассказать о своей профессиональной сфере, как наиболее нейтральной для него и для его внутреннего «Я» (где работает, с кем, какие отношения складываются на работе). Клиент. Я первый раз на такой консультации и не знаю с чего начинать. Консультант. Расскажи немного о себе, Наташа. (побуждение к дальнейшему самораскрытию) Клиент. Я учусь в 10 классе. Мне 15 лет. У меня много друзей и разных увлечений. Консультант. Хорошо. (выражение понимания и заинтересованности) Далее подросток может «пустить» консультанта во вторую сферу — т. е. рассказать о себе, где проводит свободное время, каковы его увлечения, хобби. Клиент. Я достаточно общительна. Правда есть ситуации, в которых я испытываю дискомфорт. Консультант. Что ты имеешь в виду? (открытый вопрос) Наиболее закрытой является сфера семейных отношений и связанных с ней вопросов. Если за кругом находятся вопросы внешнего и формального характера, то обсуждение вопросов из областей, относящихся к внутренним переживаниям, зависит исключительно от желания самого клиента. Это — прерогатива самого человека, будь он взрослый или же подросток. Клиент. Когда мои подруги начинают обсуждать свои отношения с ребятами, я чувствую себя «белой вороной». Мне не о чем рассказать. Консультант. А что значит «белой вороной»? (уточнение неопределенного высказывания, углубление в более интимную сферу). Следует отметить, что в свой мир любой человек волен допускать или не допускать. Это значит, что мы можем позволять познавать свой внутренний мир, но лишь в той мере, насколько мы этого хотим — нельзя ходить в гости без приглашения, пока нас не позовут, не попросят о помощи, не спросят совета, не расскажут о себе. Этим правилам необходимо следовать и консультанту — он не должен «вламываться» в те сферы, куда его не пускает клиент. Шаг за шагом необходимо самораскрытие клиента. При консультировании следует помнить, что подростки очень ранимы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности личности клиента, межличностные отношения» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»