ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Фізика » Теоретична фізика у 10 томах

Кристаллические классы
В целом ряде явлений, которые можно назвать макроскопи-
ческими, кристалл ведет себя как однородное сплошное тело.
Макроскопические свойства кристалла зависят только от на-
правления в нем. Так, особенности прохождения света через
кристалл зависят только от направления луча света; тепловое
расширение кристалла происходит, вообще говоря, различно по
разным направлениям; наконец, упругие деформации кристал-
ла под влиянием тех или иных внешних сил также зависят от
направлений.
С другой стороны, симметрия кристаллов приводит к экви-
валентности различных направлений в нем. Вдоль этих эквива-
466
СИММЕТРИЯ КРИСТАЛЛОВ ГЛ. XIII
лентных направлений все макроскопические свойства кристалла
будут в точности одинаковыми. Мы можем, следовательно, ска-
зать, что макроскопические свойства кристалла определяются
симметрией направлений в нем. Если, например, кристалл обла-
дает центром симметрии, то всякому направлению в нем будет
эквивалентно прямо противоположное.
Трансляционная симметрия решетки не приводит к экви-
валентности каких-либо направлений — параллельные переносы
вообще не меняют направлений. По этой же причине для симме-
трии направлений несущественно различие между винтовыми и
простыми осями симметрии или между простыми плоскостями
симметрии и плоскостями зеркального скольжения.
Таким образом, симметрия направлений, а потому и макро-
скопических свойств кристалла определяется совокупностью его
осей и плоскостей симметрии, причем винтовые оси и плоскости
скольжения надо рассматривать как простые оси и плоскости.
Такие совокупности элементов симметрии называются кристал-
лическими классами.
Как мы уже знаем, реальный кристалл можно рассматривать
как совокупность нескольких решеток Бравэ одинакового типа,
вдвинутых друг в друга. Благодаря такому наложению решеток
Бравэ симметрия реального кристалла, вообще говоря, отлича-
ется от симметрии соответствующей решетки Бравэ.
В частности, совокупность элементов симметрии класса дан-
ного кристалла отличается, вообще говоря, от его системы. Оче-
видно, что присоединение к решетке Бравэ новых узлов может
привести только к исчезновению некоторых из осей или плоско-
стей симметрии, но не к появлению новых. Поэтому кристалли-
ческий класс содержит меньше —или в крайнем случае столько
же—элементов симметрии, чем соответствующая ему система,
т. е. совокупность осей и плоскостей симметрии решетки Бравэ
данного кристалла.
Из сказанного вытекает способ нахождения всех классов, от-
носящихся к данной системе. Для этого надо найти все точечные
группы, содержащие все или только некоторые из элементов
симметрии системы. При этом, однако, может оказаться, что
какая-либо из получающихся таким образом точечных групп
состоит из элементов симметрии, содержащихся не только в
одной, но в нескольких системах. Так, мы видели в предыду-
щем параграфе, что центром симметрии обладают все решетки
Бравэ. Поэтому точечная группа С{ содержится во всех систе-
мах. Тем не менее распределение кристаллических классов по
системам оказывается обычно с физической точки зрения одно-
значным. Именно, каждый класс должен быть отнесен к наиме-
нее симметричной из всех тех систем, в которых он содержится.
§ 131 КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ КЛАССЫ 467
Так, класс С{ должен быть отнесен к триклинной системе, не
обладающей никакими другими элементами симметрии, кроме
центра инверсии. При таком способе распределения классов кри-
сталл, обладающий некоторой решеткой Бравэ, никогда не будет
относиться к классу, для осуществления которого достаточной
была бы решетка Бравэ более низкой системы (за одним только
исключением —см. ниже).
Необходимость выполнения этого условия очевидна с физи-
ческой точки зрения. Действительно, физически крайне неве-
роятно, чтобы атомы кристалла, относящиеся к его решетке
Бравэ, расположились более симметричным образом, чем это-
го требует симметрия кристалла. Более того, если бы даже та-
кое расположение случайно осуществилось, то достаточно бы-
ло бы любого, даже слабого, внешнего воздействия (скажем,
нагревания), чтобы это расположение, как не связанное необхо-
димым образом с симметрией кристалла, нарушилось бы. На-
пример, если бы кристалл, относящийся к классу, для осуще-
ствления которого была бы достаточна тетрагональная систе-
ма, обладал кубической решеткой Бравэ, то уже незначительное
воздействие оказалось бы способным удлинить или укоротить
одно из ребер кубической ячейки, превратив ее в прямую приз-
му с квадратным основанием.
Из этого примера видно, что существенную роль играет
то обстоятельство, что решетка Бравэ высшей системы мо-
жет быть переведена в решетку низшей системы уже посред-
ством сколь угодно малой ее деформации. Есть, однако, одно
исключение, когда такое превращение невозможно. Именно, гек-
сагональная решетка Бравэ никакой бесконечно малой дефор-
мацией не может быть переведена в решетку более низкой по
симметрии ромбоэдрической системы; действительно, из рис. 57
видно, что для превращения гексагональной решетки в ром-
боэдрическую необходимо переместить узлы в чередующихся
слоях на конечную величину — из вершин в центры треуголь-
ников. Это приводит к тому, что все классы ромбоэдрической
системы осуществляются как с гексагональной, так и с ромбо-
эдрической решетками Бравэх) .
Таким образом, для нахождения всех кристаллических клас-
сов надо начать с отыскания точечных групп наименее сим-
метричной системы—триклинной, переходя затем поочередно
к системам более высокой симметрии и пропуская при этом
те из содержащихся в них точечных групп, т. е. классов, ко-
торые уже были отнесены к низшим системам. Оказывается,
что существует всего 32 класса; приводим список этих классов,
1) Кристаллы ромбоэдрических классов с гексагональной решеткой Бравэ
принято относить к ромбоэдрической системе.
468
СИММЕТРИЯ КРИСТАЛЛОВ ГЛ. XIII
распределенных по системам:
Система Классы
Триклинная С\, d
Моноклинная Cs, С 2, C2h
Ромбическая C2v, D2, D2h
Тетрагональная... S4, D2d, С 4, С4/1, С^и, D4, D4h
Ромбоэдрическая Сз, 5б, Сзу, -Оз, D3d
Гексагональная... С3^, D^h, Cq, C6h, Cqv, Dq, Dqh
Кубическая T, Th, Td, O, Oh
В каждом из написанных здесь рядов классов последний
является наиболее симметричным и содержит все элементы сим-
метрии соответствующей системы. Классы, симметрия кото-
рых совпадает с симметрией системы, называются голоэдриче-
скими. Классы, обладающие числом различных преобразований
симметрии (поворотов и отражений, включая в их число тож-
дественное преобразование), вдвое и вчетверо меньшим, чем
у голоэдрического класса, называются соответственно геми- и
тетартоэдрическими. Так, в кубической системе класс Oh
является голоэдрическим, классы О, 7\, Т& — гемиэдрически-
ми, а класс Т — тетартоэдрическим.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кристаллические классы» з дисципліни «Теоретична фізика у 10 томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАРКЕТИНГОВЕ РОЗУМІННЯ ТОВАРУ
Поняття та види цінних паперів
Теорія інвестиційного портфеля
КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ ФІНАНСОВИХ РІШЕНЬ
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...


Категорія: Теоретична фізика у 10 томах | Додав: koljan (01.12.2013)
Переглядів: 956 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП