ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Фізика » Теоретична фізика у 10 томах

Индуктивное сопротивление
Существенную часть силы сопротивления, испытываемой хо-
рошо обтекаемым крылом (конечного размаха), составляет со-
противление, связанное с диссипацией энергии в тонком турбу-
лентном следе. Это сопротивление называют индуктивным.
В § 21 было показано, каким образом можно вычислить свя-
занную со следом силу сопротивления, рассматривая движение
жидкости вдали от тела. Полученная там формула B1.1), од-
нако, в данном случае неприменима. Согласно этой формуле со-
противление определяется интегралом от vx по площади сечения
следа, т. е. расходом жидкости через сечение следа. Но ввиду тон-
кости следа за хорошо обтекаемым крылом этот расход в данном
случае мал, и в рассматриваемом ниже приближении им можно
вовсе пренебречь.
Подобно тому как мы поступали в § 21, запишем силу Fx в ви-
де разности полных потоков ж-компоненты импульса через плос-
кости х = х\ и ж = ^2, проходящие соответственно значительно
позади и значительно впереди тела. Написав три компоненты
скорости в виде U + vx, vyi vZi будем иметь для компоненты Пхх
плотности потока импульса выражение Пжж = р-\- p(U -\-vxJ, так
§ 47 ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ 261
что сила сопротивления есть
Fx =( fj - ff\ \p + p(U + vxJ} dy dz. D7.1)
\X=X2 X=X\ /
Ввиду тонкости следа можно пренебречь (в интеграле по плос-
кости х = х\) интегралом по площади его сечения и, таким об-
разом, интегрировать везде только по области вне следа. Но вне
следа движение потенциально и имеет место формула Бернулли
откуда
р = ро - PUvx - p-{v2x + v2y + v2). D7.2)
Пренебречь здесь квадратичными членами (как это было сде-
лано в § 21) нельзя, так как именно ими определяется в данном
случае искомая сила сопротивления. Подставляя D7.2) в D7.1),
получим
pUvx + P-{v2x-v2y- v2z)] dy dz.
X=Xl
Разность интегралов от постоянной величины ро + pU обраща-
ется в нуль; исчезает также разность интегралов от pUvXi по-
скольку потоки жидкости ff pvx dy dz через переднюю и заднюю
плоскости должны быть одинаковыми (расходом жидкости через
сечение следа в рассматриваемом приближении пренебрегаем).
Далее, отодвигая плоскость х = Х2 достаточно далеко вперед
от тела, будем иметь на ней очень малые значения скорости v,
так что интегралом от p{v^ — Vy — v%) по этой плоскости можно
пренебречь. Наконец, при обтекании хорошо обтекаемого крыла
скорость vx вне следа мала по сравнению с vy и vz. Поэтому в ин-
теграле по плоскости х = х\ можно пренебречь v\ по сравнению
с Vy + v\. Таким образом, получаем
D7.3)
где интегрирование производится по плоскости х = const, распо-
ложенной на большом расстоянии позади тела, причем сечение
следа исключается из области интегрирования :) .
) Формула D7.3) может создать впечатление, что порядок величины ско-
ростей vy, vz вообще не убывает с расстоянием х. Это действительно так
до тех пор, пока толщина следа мала по сравнению с его шириной, что и
предполагалось при выводе формулы D7.3). На очень больших расстояниях
позади крыла след в конце концов расширится настолько, что его сечение
станет примерно круговым. Формула D7.3) здесь уже неприменима, а ско-
рости vy, vz будут быстро убывать с увеличением расстояния.
262 ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ ГЛ. IV
Вычисленное таким образом сопротивление хорошо обтека-
емого крыла можно выразить через ту же циркуляцию скоро-
сти Г, которая определяет, и подъемную силу. Для этого прежде
всего заметим, что на достаточно большом расстоянии от тела
скорость слабо зависит от координаты х и потому можно рас-
сматривать vy(y, z), vz(y, z) как скорость некоторого двумерно-
го движения, считая ее не зависящей от х вовсе. Удобно ввести
в качестве вспомогательной величины функцию тока (§ 10), так
что vx = дф/ду, vy = —дф/dz. Таким образом,
где интегрирование по вертикальной координате у производится
от +оо до у\ и от у2 до —оо (yi, у2 — координаты верхней и ниж-
ней границ следа; см. рис. 26). Ввиду потенциальности движения
вне следа (rot v = 0) имеем
ду2 dz2
Применяя к написанному интегралу двумерную формулу Грина,
получаем
где интегрирование производится по контуру, огибающему об-
ласть интегрирования в исходном интеграле (д/дп — дифферен-
цирование по направлению внешней нормали к контуру). На бес-
конечности ф = 0 и, следовательно, надо интегрировать по кон-
туру поперечного сечения следа (сечения плоскостью yz\ в в
результате чего получаем
рх [ф\() m\
2 J rl\dyJ2 KdzJll
Здесь надо интегрировать по ширине следа dz, а стоящая в ква-
дратных скобках разность есть скачок производной дф/ду при
прохождении через след. Замечая, что дф/ду = vz = dtp/dz,
имеем
,dyJ2 V ду ) 1 V dz ) 2 V dz / i dz
так что
р Г ,dT ,
Наконец, воспользуемся известной из теории потенциала фор-
мулой
Г 2тг J 1\дп/2 \dnJi
§ 47 ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ 263
где интегрирование производится по некоторому плоскому кон-
ТУРУ> т —расстояние от dl до точки, в которой разыскивается
значение ф, а в квадратных скобках стоит заданный скачок про-
изводной от ф по направлению нормали к контуру х) . В нашем
случае контуром интегрирования является отрезок оси z, так что
для значений функции ф(у, z) на оси z можно написать:
z) = — / —- — [ —- In \z — z \dz =
2тг J l\dy J l \dy J\
i гад , i /. , /
= —— / —у-^ m\z — z \az .
2тг J dz1 ' '
Наконец, подставляя это в FXl получим окончательно для индук-
тивного сопротивления следующую формулу:
Fx = -JL ffd-mdJ^l\n\z-z'\dzdz' D7.4)
О О
(L. Prandtl, 1918). Длина размаха крыла обозначена здесь через
lz = /, а начало отсчета z выбрано на одном из его концов.
Если увеличить все размеры по оси z в некоторое число раз
(при неизменных Г), то интеграл D7.4) не изменится 2) . Это по-
казывает, что полное индуктивное сопротивление крыла не изме-
няется по порядку величины при увеличении его размаха. Дру-
гими словами, индуктивное сопротивление, отнесенное к единице
длины крыла, падает с увеличением этой длины 3) . В противо-
положность сопротивлению полная подъемная сила
Fy = -pU JTdz D7.5)
:)Эта формула определяет в двумерной теории потенциала потенциал,
создаваемый заряженным плоским контуром с плотностью заряда, равной
) Во избежание недоразумений отметим, что тот факт, что при изменении
единиц измерения длины стоящий под знаком интеграла логарифм увели-
чивается на постоянную, несуществен. Действительно, интеграл, отличаю-
щийся от написанного тем, что в нем вместо In \z — z'\ стоит const, все равно
/т-р
— dz = Г| =0 (на краях следа Г обращается в нуль).
dz
3) В пределе, при стремлении размаха к бесконечности, отнесенное к еди-
нице длины индуктивное сопротивление обращается в нуль. В действитель-
ности при этом остается небольшое сопротивление, определяющееся расхо-
дом жидкости (т. е. интегралом JJ vx dy dz) в следе, которым мы прене-
брегли при выводе формулы D7.3); это сопротивление включает в себя как
сопротивление трения, так и остающуюся часть сопротивления, связанного
с диссипацией в следе.
264 ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ ГЛ. IV
растет примерно пропорционально размаху крыла, а отнесенная
к единице длины — остается постоянной.
Для фактического вычисления интегралов D7.4) и D7.5) удо-
бен следующий метод. Вместо координаты z вводим новую пере-
менную в согласно выражению
z = -(l-cos0), 0^6>^тг. D7.6)
Распределение же циркуляции задается в виде тригонометриче-
ского ряда
оо
Г = -2UI J2 Ап sinnfl. D7.7)
71 = 1
Здесь выполнено условие Г = 0 на концах крыла, т. е. при z = 0, I
или в = 0, тг.
Подставив это выражение в формулу D7.5) и производя ин-
тегрирование (учитывая при этом взаимную ортогональность
функций sin в и s'm пб cn^l), получим
Fy = elfnPA,.
Таким образом, подъемная сила зависит только от первого ко-
эффициента в разложении D7.7). Для коэффициента подъемной
силы D6.2) имеем
Су = тгЛЛь D7.8)
где введено отношение А = 1/1х размаха крыла к его ширине.
Для вычисления сопротивления перепишем формулу D7.4),
произведя в ней однократное интегрирование по частям:
{z)d^l^. D7.9)
dz' z — z'
О О
Стоящий здесь интеграл no dz' должен быть взят, как легко ви-
деть, в смысле его главного значения. Элементарное вычисление
с подстановкой D7.7) 1) приводит к следующей формуле для
) При интегрировании по dz приходится брать интеграл (главное зна-
чение)

cos пв' , тг sin пв
¦ аи =
cos в' — cos в sin в
о
При интегрировании же по dz пользуемся тем, что
тг
Г тг/2 при п = т,
sin n# sin m# d6 = { ' .
I 0 при п ф т.
о
§ 48 ПОДЪЕМНАЯ СИЛА ТОНКОГО КРЫЛА 265
коэффициента индуктивного сопротивления:
71 = 1
Коэффициент сопротивления крыла мы определяем как
Сх = —^ , D7.11)
относя его, как и коэффициент подъемной силы, к площади кры-
ла в плане.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индуктивное сопротивление» з дисципліни «Теоретична фізика у 10 томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Основні поняття системи супутникового зв’язку
Вартість капіталу та інфляція
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти
МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...


Категорія: Теоретична фізика у 10 томах | Додав: koljan (29.11.2013)
Переглядів: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП