Дюпре исправил ошибку Пти и затем сам исчислил южное отклонение совершенно так же, как его определил Ольберс, который затем отказался от него после работы Гаусса. Согласно Дюпре, отклонение отвесной линии от направления тяготения таково же, как и у Ольберса:
а отклонение падающего тела от линии тяготения, если не принимать в расчет сопротивления воздуха, имеет ту же величину. Но если принять во внимание, что падение тела, вследствие сопротивления воздуха, замедляется на определенное время t' против времени t падения его в безвоздушном пространстве, то для отклонения падающего тела от направления силы тяжести получается:
а для так называемого южного отклонения, т. е. отклонения от отвесной линии:
«Для падения с высоты 100 м,— говорит Дюпре, — мы имеем приблизительно t=4,5", величиною t'2 можно пренебречь по сравнению с 2lt'; следовательно, для широты в 45° получается: d'—d=f•75 мм. Отсюда видно, что замедление вследствие сопротивления воздуха на 1/10 и даже на 1/20 сек. позволило бы установить опытным путем существование этого рода отклонения». Но этим теоретически дело было доведено до той стадии, на которой его оставили Гаусс и Ольберс. Последующие довольно многочисленные, порою даже значительные работы разрешали эту проблему большей частью в духе Гаусса и получали для южного отклонения, без учета сопротивления воздуха, величину, не превышающую 0,01 мм. Действие сопротивления воздуха, с точки зрения возможного его влияния на отклонение падающих тел, почти уже серьезно не обсуждалось, и найденное Рейхом южное отклонение в 4,374 мм осталось по существу дела неразъясненным, хотя оно и не было сведено к ошибкам наблюдения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ ДЮПРЕ» з дисципліни «Історія фізики»