Кольдинг еще ранее 1843 г. пытался обосновать закон сохранения силы, исходя из общефилософских соображений, и экспериментально его доказать, по крайней мере для случая превращения теплоты в механическую работу. По его собственным словам он при этом шел следующим путем. Так как силы являются существами духовными, нематериальными, которые нам известны лишь по их власти над природой, то они, без сомнения, должны быть существами значительно более высокими, чем все прочее, существующее материально; и так как, очевидно, одни лишь силы выражают ту мудрость, которую мы наблюдаем и которой удивляемся в природе, то они должны находиться в связи с той духовной, нематериальной и разумной мощью, которая руководит всяким прогрессом в природе. Но если это так, то совершенно нельзя себе представить, чтобы эти силы были существами смертными, преходящими; поэтому их следует считать, безусловно, непреходящими. В области механики неизменность силы была уже установлена «знаменитым и плодотворным законом д'Аламбера о живых и потерянных силах». Кольдинг полагал, что этот закон можно распространить на все превращения механической работы, химической силы и других сил, и предполагал изложить свои мысли в 1840 г. на Съезде натуралистов в Копенгагене. Однако по совету многих ученых, и, прежде всего Эрстеда, он отказался от этого плана, решив сначала подтвердить свои идеи экспериментальным путем. В качестве подходящего имеющегося уже готового материала он рассматривал произведенные Дюлонгом измерения теплоты сжатия и охлаждения расширения газов, замечание Эрстеда о теплоте, развивающейся при сжатии жидкостей, и, наконец, наблюдения Бертолле и Лагерхьэльма над нагреванием твердых тел при сжатии. Но тут воспоминание об измерениях теплоты трения, произведенных Румфордом, Гальда, Морози и другими, навело его на мысль о непосредственном определении связи между теплотой и механической работой. С этой целью он устроил прибор вроде саней, который давал ему возможность измерять количество тепла, развивающегося при различной нагрузке и при различных скоростях от трения латуни о латунь, цинк, свинец, железо, дерево и, наконец, о сукно. В результате почти 200 измерений было не только установлено постоянство отношения между механической работой и произведенным теплом, но также выведена средняя величина этого отношения, которая, будучи выражена в соответствующих единицах, оказалась равной отношению 350 к 1. Эти результаты были Кольдингом сообщены в первой его работе по этому вопросу (1843 г.) Королевскому обществу в Копенгагене под заглавием «Nogle Saetninger om Kraefterne». Это сообщение было им, однако, названо предварительным, так как закон сохранения силы он рассматривал только как вероятный, а не как твердо установленный закон природы. Общество дало ему средства устроить более совершенный прибор; результаты произведенных с ним новых опытов и измерений были доложены Обществу натуралистов в Копенгагене в 1847 г., а потом и Королевскому обществу, которое поместило их в своих «Записках» частью в 1848 г., частью в 1850 г. В 1851 г. Кольдинг опубликовал новую работу, в которой им была изложена с совершенно новой точки зрения теория паровой машины. Наконец, в 1856 г. в «Записках» Королевского общества появилась еще одна работа Кольдинга под заглавием «Physikalishe Untersuhungen über das allgemeine Verhältniss; welches zwischen den intellectuellen und den Naturkräften existirt» («Физические исследования об общем отношении, существующем между интеллектуальными и естественными силами»), в которой он, переработав всю область натурфилософии на основе нового закона, зашел дальше Майера в том отношении, что, включив в сферу действия закона сохранения энергии также и духовные силы, он из неразрушимости естественных сил попытался прямо сделать вывод о бесконечности интеллектуальной жизни человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАБОТЫ КОЛЬДИНГА» з дисципліни «Історія фізики»