«Первое подразделение материи по отношению к ее качеству может быть только таким: материя либо жидка, либо тверда; последнее свойство ее может быть правильнее выражено, по примеру Эйлера, словом starre (materia rigida)». «Жидкой называется материя, которой можно сообщить движение только путем непрерывно следующих друг за другом ударов бесконечно раздробленной величины на спокойной поверхности тела. Наоборот, мы называем твердым такое тело, поверхность которого, оставаясь неподвижной, сопротивляется упомянутым ударам». «Капельножидкой называется весомая материя, принимающая вследствие внутреннего притяжения в окружающем пространстве шаровую форму (жидкость, стремящаяся занять наименьший объем). Упруго-жидкие вещества (например, воздух и пар) могут быть подразделены на постоянно- и переходно-жидкие; первые из них косят название газов». Всякая связь в капельножидких, равно как и в твердых телах, объясняется единственно движущими силами эфира. «Притяжение при соприкосновении не порождает движения, так как материя сопротивляется притянутыми частями тела в направлении соприкосновения в такой же мере, в какой они притягиваются ею. Поэтому вода, ртуть и др. неспособны образовать капель собственными силами. Столь же недействительным оказывается в данном случае и давление, т. е. мертвая сила. Тут необходим удар, который не двинул бы всю водяную массу в одном каком-либо направлении, но сообщил бы непрерывный ряд пульсообразных толчков всем частицам ее во всех направлениях. Но тогда становится понятным, что жидкость должна уступать этим ударам до тех пор, пока соприкосновение между ее частицами не станет наибольшим, а соприкосновение с пустым пространством — наименьшим», т. е. пока водяная капля не примет шаровую форму. «Таким образом, только непрерывно находящийся в дрожательном или колебательном состоянии, проницающий всю материю теплород, т. е. живая сила материи, является причиной существования капельной жидкости, как таковой». Но и строение твердых тел обусловлено действием движущих сил теплорода. «Эту связь можно представить себе двояким способом, а именно: либо как поверхностное, либо как проницающее притяжение, но в обоих случаях — при условии соприкосновения (во избежание смешения с притяжением вследствие тяготения) — осуществляемое постоянным все проницающим колебанием теплорода, причем действие это может видоизменяться по своей величине для весовой материи различных видов и состояний». Сила сцепления какого-либо вещества может быть измерена длиной призмы, разрывающейся от собственной тяжести. Но так как эту призму можно мысленно разделить на бесконечно тонкие пластинки и все они должны поддерживать призму силой своего сцепления, то причину сцепления, очевидно, нельзя искать только в каждой отдельной пластинке; причиной ее должно быть только нечто проницающее — живая сила проницающей материи. «Сцепление всего весомого обусловливается несцепляемым и невесомым». «Сцепление заключает в себе момент конечной скорости, который, однако, не производит ускорения, потому что одновременно с притяжением он содержит в себе и отталкивание в виде действительного колебательного движения и постоянно сменяющихся взаимных ударов, т. е. живую силу. Эта движущая сила есть теплород, так как все твердое произошло из жидкого, а, следовательно, от взаимных ударов, которые, в конце концов, производят однообразные внутренние движения». Продолжая рассуждать таким образом, Кант, далее, объясняет с помощью теплорода или эфира переход твердых тел в жидкие и обратно, взаимное притяжение твердых и жидких тел, как, например, явления волосности и некоторые другие явления, которые он разбирает в главе об отношении между движущими силами материи. От исследования модальности движущих сил материи не осталось почти ничего кроме заголовка. Странно, что при исследовании движущих сил материи Кант почти оставляет без внимания и отношение силы тяжести к первичным силам. Между тем, если принять, что теплород или эфир является материей повсюду распространенной, всепроницающей, вседвижущей (а если учесть и время, то можно прибавить «положившей начало всякому движению»), материей, наполняющей всю вселенную, то следует, очевидно, отнести за счет этого эфира и силу тяжести и ближе рассмотреть ее связь с его первичными силами. Можно, впрочем, указать одно место, где Кант намекает на нечто подобное. «Так, например, общее учение о притяжении на расстоянии и об обратном отношении его к квадрату расстояний, в том виде как эти понятия можно мыслить a priori, принадлежит к метафизическим основам естествознания; учение же о тяжести в том виде, как она и законы ее наблюдаются на различных высотах, принадлежит к области физики; но оба эти учения все-таки должны быть приведены в связь в натурфилософии». Тем не менее, в тех, правда, редких случаях, когда Канту приходится упоминать о тяжести или тяготении, он обходит эту проблему и стремится только доказать, что повсюду в пространстве должна содержаться материя, которой следует присвоить не одни только притягательные, но и отталкивательные силы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СЦЕПЛЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ» з дисципліни «Історія фізики»