Значительная часть рукописи Канта, о которой здесь идет речь, заполнена доказательствами реальности эфира. Все они более или менее следуют указанному выше направлению, но есть и отклонения. Я приведу из них еще один довод, до известной степени напоминающий кантовскую гипотезу мироздания. «Предметом естествознания является либо материя вообще (бесформенная) либо тела, т. е. материя, принявшая известную форму благодаря присущим ей внутренним и внешним движущим силам, ограничивающая себя самое по очертанию и строению и противостоящая всяким изменениям последних,— материя, которую называют физическим телом». Однако положение, что существуют физические тела, предполагает наличие другого положения, что существует материя, движущие силы и движение которой по времени предшествовали возникновению тела. «Образование тел самой материей должно иметь свое исходное начало, возможность которого непостижима, но первичность в смысле самодеятельности не подлежит сомнению. Должна, следовательно, существовать материя, которая одна обладает первично-движущей силой, которая заполняет всю вселенную и повсюду поддерживает деятельность всех прочих движущих сил. Эта-то materia primitiae movens, эфир или теплород «не может быть ни твердой, ни жидкой, ни сжимаемой, а может быть только постоянно движущей благодаря собственному притяжению и отталкиванию (метафизическим силам)». Так как эфиру несвойственны движения, связанные с перемещением, то он способен только производить колебания внутри самого себя; эти колебания, вызванные его первичными силами, продолжаются в вечность. Подобно самому эфиру и движения его равномерны во всей вселенной, они служат повсюду источником движущих сил и вновь принимают их в себя. Построив таким образом материю с ее движущими силами, Кант переходит к подробному изучению ее свойств по четырем категориям — количества, качества, отношения и модальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭФИРА ПО КАНТУ» з дисципліни «Історія фізики»