Метафизические основы естествознания касались одного лишь строения материи, они указывали только первые условия, первичные силы, существование которых необходимо допустить для того, чтобы материя могла вообще стать предметом нашего опыта. «Первичные силы эти суть притяжение и отталкивание; они обе (действуя совместно) и занимают вселенную (притяжением) и вместе с тем наполняют ее (отталкиванием); без них материя не могла бы существовать». Однако силы эти, создавая условия возможности опыта, сами по себе опытом не могут быть познаны и потому принадлежат к области философии, а не физики. Предметом последней науки могут быть только те силы, действие которых фактически обнаруживается в явлениях в форме движения, другими словами, только движущие силы материи. «В физике, следовательно, мы ищем движущие силы материи, составляющие причину явлений, наблюдаемых в природе. «Физика есть, поэтому наука опытная (опирающаяся на наблюдение и опыт) о движущих силах материи. Так как, однако, опыт (внешний и внутренний) в смысле субъективной системы восприятий всегда является единым, то движущие силы, воздействующие на чувства субъекта в пространстве, уже вследствие их одновременного существования, в последнем должны быть движущими во всех его точках (ибо пустое пространство не является объектом возможного опыта). Поэтому и части материи, как движущиеся и движущие инстанции, следует себе представлять не под названием материи (ибо материя есть повсюду сущее единство движущегося), а под названием веществ, из которых состоит материя. Вещества эти многочисленны и разнообразны, и хотя все они сходны в том, что благодаря отталкиванию и притяжению они во внешнем отношение являются движущими, но, с другой стороны, видоизменяя различным образом соединение и разъединение материи, они отдают и специфически различные телообразующие движущие силы. Каждое вещество в качестве основы (базиса) этих сил составляет деятельную причину этих отношений и заимствует свое название от производимых им явлений (кислород, углерод, водород, азот и т. д.)». Кант считает, что существуют два рода движущих сил в веществе: механические и динамические. «Движущие силы либо механичны, как тела, либо динамичны, как простая материя; в отношении же организованных тел одни являются движущимися, другие — движущими. Первого рода силы способны изменять свое местопребывание (vis locomotiva), силы второго рода (vis interne motiva) производят внутри пространства, занимаемого материей, взаимное движение ее частей. Механически-движущими называются такие силы, посредством которых материя только передает свое собственное движение другой; динамически-движущими — такие, посредством которых движение непосредственно сообщается другой». «Механически-движущие силы предполагают существование динамических первично-движущих». С этими-то динамически-движущими силами приходится исключительно иметь дело при переходе от метафизики к физике, так как механические силы являются только производными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕХАНИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ» з дисципліни «Історія фізики»