При всей своей самобытности в качестве философа Кант как физик не выходил из круга понятий своих современников. Оставляя за отталкиванием наглядное действие поверхностной силы, он подчеркивает, что отталкивания, действующие на большие расстояния, 'как, например, упругость воздуха должны быть рассматриваемы не как первичное отталкивание, а как явления производные. Притяжение же в соответствии с общепринятым понятием о тяготении является первичной силой, неизменной, всепроникающей, непосредственно действующей на расстоянии. Однако и в данном случае он не скрывает от себя возникающих трудностей. В одном месте мы встречаем следующее интересное положение: «Почему, однако, некоторые вещества, обладая не большей, а, быть может, и меньшей связующей силой, чем некоторые жидкие тела, способны, тем не менее, противостоять перемещению своих частей в такой мере, что они могут быть разделены только при нарушении связи всех частей по данной поверхности, причем получается впечатление полного сохранения связи на самой поверхности деления, — другими словами, каким образом возможны твердые тела, остается до сих пор неразрешимой задачей, несмотря на легкость, с которой как будто справляется с нею ходячая наука о природе». И, далее, в разных местах он не перестает напоминать, что различие веществ не может быть выведено чисто метафизически из основных сил. Таким образом, остается значительная неясность насчет того, насколько взаимодействия материи должны бить отнесены непосредственно к действию основных сил, нисколько их следует считать косвенным результатом действия последних и, наконец, каким образом можно придти к построению различных материй. Кант в своей метафизике ставит себе задачей только критическое исследование материи как таковой. Построение же специфических различий отдельных видов материи он относит к другой пограничной области, которая уже не является метафизикой, но не является еще и эмпирической естественной наукой, а представляет собою некоторую промежуточную область между обеими этими дисциплинами. Относительно этой пограничной области сам Кант при жизни ничего не опубликовал. Но после его смерти осталась рукопись, где вопрос этот рассматривается самым подробным образом и притом в направлении, которого метафизика не позволяла предугадывать. Именно, здесь первичные силы материи действительно отступают на задний план, и материя строится на основе внутренних движений ее, правда, первоначально вызванных теми же основными силами. В оставшихся после Канта бумагах было найдено до 100 больших листов материалов для обширного сочинения, которое должно было носить заглавие: «Vom Übergang von den metaphysischen Anfangsgründe der Naturwissenschaft zur Physik» («Переход от метафизических начальных основ естествознания к физике»). Посмертная рукопись содержит первые главы этого сочинения в многократной переработке и переделке. Вследствие отсутствия общей связи, многочисленных изменений и повторений одного и того же вопроса, а также вследствие примеси сторонних заметок, не имеющих прямого отношения к теме, изучение рукописи составляет задачу нелегкую и сопряженную с большой потерей времени. Вероятно, это и было причиной, почему, несмотря на некоторые попытки разобрать и привести в порядок последний труд Канта, он был опубликован лишь недавно, да и то не в обработанном виде, а в первоначальном своем состоянии (если не считать некоторых пропусков). Само по себе понятно, что и я не моту взять на себя изложения всей этой работы. Я ограничусь лишь кратким указанием некоторых мест, имеющих прямое отношение к естествознанию, да и то лишь поскольку в них проявляется стремление соединить метафизические основные силы материи с феноменальными силами, т. е. физическими силами в тесном смысле.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРЕХОД КАНТА ОТ МЕТАФИЗИКИ К ФИЗИКЕ» з дисципліни «Історія фізики»