На сегодняшний день эта международная организация является про-образом нового типа государственности, объединяющего 27 стран Европы. Эволюция европейской интеграции включила в себя четыре этапа. Первый этап (1957–1968 гг.) связан с образованием зоны свободной торговли, с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их авто-номии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам. На втором этапе (1968–1987 гг.) возник таможенный союз с введе-нием вместо автономных средств торговой и таможенной политики об-щего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в от-ношении третьих стран. Третий этап (1987–1992 гг.) привел к образованию единого внут-реннего рынка, предусматривавшего, помимо мер таможенного союза, осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение ус-луг, капиталов и рабочей силы. Четвертый этап – это создание экономического и валютного союза, предусматривавшего проведение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002 гг.) с заменой национальных валют единой валютой – евро. Этот, четвертый, этап тесно связан с подписанием в 1992 г. в гол-ландском городе Маастрихт Договора об образовании Европейского союза. Этот договор дополнил практику сотрудничества европейских стран двумя новыми направлениями – взаимодействием в области су-дебной практики и внутренних дел (в частности, между полицейскими службами стран-членов), а также в области внешней политики и поли-тики безопасности. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который подтвер-дил основные цели ЕС, а именно: 1) введение европейского гражданст-ва; 2) обеспечение свободы, безопасности и законности; 3) содействие экономическому и социальному прогрессу; 4) укрепление роли Европы в мире и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления об-щей внешней политики и политики безопасности. В договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами – членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета закон-ности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терро-ризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т. д. В 2000 г. странами ЕС был подписан Ниццский договор, который сосредоточился на трех основных проблемах: 1) внутренние реформы ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение приме-нение права вето в 35 законодательных областях); 2) принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с пре-доставлением им мест и голосов в институтах ЕС; 3) формирование общей внешней и оборонной политики союза. В 2008 г. ЕС включал в себя 27 стран: Бельгию, Италию, Люксем-бург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Велико-британию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эсто-нию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болга-рию и Румынию. Главным политическим мероприятием в ЕС являются проводимые два раза в год с участием глав государств и правительств сессии Евро-пейского совета. Основным же политическим органом этой организации является Европейский совет, решения которого пока не имеют юриди-ческой силы. Органами ЕС также являются Европарламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов ЕС и Совет министров ЕС. Европейский парламент существует с 1957 г., а с 1979 г. избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности на-селения государства. Выполняет следующие функции: 1) контролирует работу Комиссии ЕС; 2) проводит консультации, принимает совместные с Комиссией и Советом ЕС решения; 3) обсуждает бюджет ЕС, в ис-ключительных случаях может отклонить его принятие. Ежемесячные пленарные сессии Парламента проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. В зале заседаний депутаты размещаются не по национальному признаку, а по политической принадлежности. Комиссия ЕС (Еврокомиссия) – это главный исполнительный орган ЕС, который больше других органов ЕС лишен национальных основ. Комиссия формируется из 27 комиссаров и председателя, назначаемых 27 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента. Члены комиссии независимы от указаний своих прави-тельств. Суд ЕС, орган с отчетливо выраженными наднациональными при-знаками, играет важную роль в формировании специфического «права сообщества». Суд представляет собой независимый правовой орган, ко-торый обеспечивает выполнение условий договора об образовании ЕС и решает другие правовые вопросы. Суд ЕС состоит из 15 судей и девя-ти генеральных прокуроров, которые назначаются сроком на шесть лет. Находится суд ЕС в г. Люксембурге. Палата аудиторов ЕС существует с 1975 г. и занимается аудитор-ской проверкой выполнения бюджета ЕС. В ее составе 27 представите-лей (по одному от каждого государства-члена). Штаб-квартира находит-ся в Люксембурге. Совет министров ЕС обеспечивает координацию общей экономи-ческой политики государств-членов; обладает правом принятия реше-ний; наделяет Европейскую комиссию, по актам, принятым советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих пол-номочий. Он может также сохранять за собой право в определенных случаях непосредственно осуществлять эти полномочия. В начале XXI в. перед ЕС стоят две задачи, которые не удалось ре-шить до сих пор. Это – институциональная реформа и координация внешней и оборонной политики. Без реформирования институтов ЕС невозможно дальнейшее раз-витие интеграционных процессов, включая укрепление военно-политического сотрудничества. Координация внешней политики пока осуществляется на основе межправительственных контактов и при отсутствии координирующего органа в рамках ЕС, т. е. вопрос проведения совместной внешней поли-тики пока остается нерешенным и каждое государство ЕС действует, исходя из своих интересов. Военное сотрудничество стало особенно актуальным после Юго-славского кризиса, в котором ЕС не сумел проявить себя в качестве влиятельной миротворческой силы. Как известно, военно-политическая координация ЕС долгие годы шла в рамках Западноевропейского союза (ЗЕС), своеобразной «воен-ной руки» ЕС, возникшего в 1948 г. в результате подписания Брюссель-ского договора. ЗЕС нес ответственность в таких областях, как миро-творчество, превентивные акции с целью предотвращения конфликтов, гуманитарные операции. По линии ЗЕС, например, осуществлялись ме-роприятия в поддержку эмбарго, введенного ООН против Сербии (пат-рулирование в Адриатике, таможенный и полицейский контроль на Ду-нае и пр.). В настоящее время ЗЕС не существует, однако, идеи евро-пейской военно-политической интеграции не утратили своего значения. В 2008 г. президент Франции Н. Саркози выдвинул проект созда-ния совместных сил обороны ЕС, согласно которому шесть европейских стран должны выделить по десять тысяч военнослужащих и принять оборонный бюджет в размере 2 % ВВП. В задачи этих сил будут вхо-дить борьба с терроризмом и создание совместных оборонных про-грамм, включая ПРО. Согласно предложению президента Франции, в создании элитных сил обороны Евросоюза должны принять участие Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания и Польша.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Европейский союз (ЕС)» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»