Информационные технологии могут представлять большую опасность в руках криминальных или террористических группировок. На некоторых интернет-сайтах лежат инструкции по созданию взрывных устройств, с помощью глобальной систе-мы «Google map» террористические организации могут получать четкое изображе-ние объектов предполагаемых атак. Электронная почта позволяет оперативно коор-динировать действия теоретически неограниченного количества боевиков на огром-ной территории. Периодически утекающие в глобальную сеть персональные данные граждан также могут стать подспорьем при совершении терактов. Кроме этого, тер-рористические группы используют Интернет для пропаганды своих взглядов и де-зинформации мировой общественности. Большую опасность представляет и так называемая киберпреступность. Она заключается в использовании вредоносных программ для выведения из строя объек-тов экономической инфраструктуры, хищении секретных сведений, распростране-нии заведомо ложной информации, порнографии, кардинга (взлома кредитных крат) и пр. История киберпреступности началась еще в далеком 1969 г., когда был офици-ально зарегистрирован первый факт кражи при помощи вычислительного устройст-ва. Спустя почти сорок лет количество преступлений, совершенных с помощью компьютера, увеличилось в десятки тысяч раз. О том, к каким последствиям может привести вирусная атака на объекты про-мышленной инфраструктуры, можно узнать из фантастического фильма «Крепкий орешек – 4». Изображенный в нем хаос в системе управления дорожным движением и водоснабжением крупного города отнюдь не выдуманная фантастика, а воссоз-данная на экране реальность. 14 августа 2003 г. американский город Нью-Йорк пережил 29-часовое аварийное отключение электроэнергии. Экономика города заплатила за это 1,05 млрд долл. Один час «затмения» обошелся городу в 36 млн долл., примерно 800 млн долл. стоили не состоявшиеся по причине отключения электроэнергии эконо-мические операции, а 250 млн долл. город потерял на признанных негодными скоро-портящихся продуктах. Помимо Нью-Йорка «конец света» наступил в Детройте, Клив-ленде, Оттаве, Торонто и сотнях более мелких городов США и Канады, а также штатах Нью-Джерси, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Коннектикут, Массачусетс и канадской провинции Онтарио. Всего без электроэнергии осталось 50 млн человек. Как полагают, виной тому была атака на энергосети США вируса «Sobig». И этот случай далеко не единственный . Ведущие государства все активнее координируют свои усилия в борьбе с ин-тернет-преступностью. Международное сотрудничество здесь очень важно, ведь изолировать тот или иной сегмент Интернета можно, лишь обнаружив местополо-жение и закрыв тот сервер, с которого «сливается» информация, а сделать это мож-но только с согласия и при помощи правительства той страны, на территории кото-рой находится этот сервер. В декабре 1997 г. Министры внутренних дел стран «Большой восьмерки» под-писали документ «Принципы и план действий по борьбе с высокотехнологическими преступлениями». В 2001 г. Советом Европы была принята «Конвенция о киберпре-ступности», являющаяся первым международным договором такого рода. Она была подписана 30 странами, включая Канаду, Японию, ЮАР и США. Однако Албания, Хорватия, Венгрия, Румыния, Словения, Македония, Эстония и Литва пока не рати-фицировали этот договор. В мае 2002 г. на очередной встрече страны «восьмерки» договорились об из-менении внутреннего законодательства для усиления борьбы с киберпреступностью. В ноябре 2003 г. Евросоюз создал специальную структуру для борьбы с преступле-ниями в сфере высоких технологий – Европейское агентство по сетевой и информа-ционной безопасности (ENISA). Главной его задачей является координация действий правоохранительных органов стран ЕС, которые занимаются расследованием кибер-преступлений. Кроме того, агентство будет реализовывать различные обучающие программы по компьютерной безопасности для бизнеса и населения. В рамках работы ENISA планируется проведение исследований и выпуск образовательных материалов по защите от хакеров и вирусов, а также по другим аспектам информационной безо-пасности. В настоящее время все большее внимание лидеры ведущих государств уделя-ют и защите авторских прав на информацию. В 2005 г. Дж. Буш мл. подписал закон, касающийся участников P2P-сетей. Согласно ему, пользователи файлообменных сетей, предоставляющие свободный доступ к копии фильма, которая еще не появи-лась в продаже, могут получить тюремный срок до трех лет . 27 июля 2006 г. пре-зидент России утвердил федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установивший уголовную ответственность за нарушение авторских прав. В 2006 г. лидеры стран «Большой восьмерки» на саммите в Санкт-Петербурге приняли заявление о необходимости защиты прав интеллектуальной собственности. Было, в частности, предложено создание в каждой стране «восьмерки» веб-сайта, который будет содержать информацию о существующих механизмах и процедурах, необходимых для защиты прав интеллектуальной собственности деловых кругов и частных лиц, об угрозах, которые несет пиратство, а также о мерах, принимаемых с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности . Вопрос о защите авторских прав обсуждался и на саммите «Большой восьмерки» в Токио в 2008 г. Лидеры большой восьмерки «G8» сошлись во мнении, что защита прав ин-теллектуальной собственности является «необходимым условием для создания креативных продуктов, технологий и экономик». Таким образом, научно-техническая революция, во-первых, способствовала выравниванию информационных, а следовательно, и экономических возможностей государственных и негосударственных субъектов, а во-вторых, сплотила государст-ва перед лицом новых опасностей, связанных с преступлениями в сфере информа-ции. Наиболее важным следствием информационной революции в области между-народных отношений следует назвать возросшую ответственность государственных лидеров перед собственным народом при реализации внешнеполитического курса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Риски информационной революции» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»