Государства в условиях информационной прозрачности
Научно-техническая революция дала правительствам эффективные средства производства, хранения, тиражирования и передачи информа-ции, укрепив тем самым их позиции на мировой арене. Однако анало-гичные возможности получили и неправительственные субъекты. В ре-зультате положение тех и других постепенно выровнялось, и глобальное информационное пространство стало прозрачным и самоуправляющим-ся. Ведущей тенденцией эволюции системы внутренних и международ-ных коммуникаций стал переход от преимущественно вертикальной к преимущественно горизонтальной модели массовых информационных процессов. «Информационная революция, – справедливо отмечал рос-сийский исследователь Д. Балуев, – существенно снизила, если не пол-ностью устранила способность правительств контролировать информа-цию, получаемую населением» . Информационная революция ограничила государственное насилие, смягчила остроту противоречий между странами, усилила роль демо-кратических институтов и независимого общественного мнения в миро-вых делах. В то же время новые информационные технологии открыли дополнительные возможности для криминальной, в том числе и терро-ристической деятельности в международных масштабах. Следует отметить, что главным фактором указанных изменений стали не столько сами новые технологии массовых коммуникаций, сколько изменение всей инструментальной базы развитых и некоторых переходных обществ, которое повлекло за собой энергичное распро-странение в широких слоях населения инверсивного типа отношений между людьми. Сложилась ситуация, при которой происходящие собы-тия стали приобретать сугубо относительный характер по отношению к каждому субъекту социальных отношений, а утвердившийся принцип «что хорошо для одного, может быть плохим для другого» был обязан явлению, которое злонамеренные действия одного человека по отноше-нию к другим людям возвело в ранг экономически целесообразных и выгодных. Простые люди стали относится друг другу с опаской и не-доверием, а информация, которая в прежние времена принималась ими «за чистую монету», стала подвергаться строжайшей проверке на дос-товерность. Принцип верификации сведений со временем распростра-нился не только на личностный и деловой, но и на политический уро-вень. Это означало, что политической элите в развитых и некоторых пе-реходных обществах стало труднее обманывать свой народ. Эпицентром информационной жизни стал мировой Интернет, ко-торый предоставил населению практически неограниченный доступ не только к политико-экономической информации, но и к тем данным, ко-торые защищены авторским правом и должны распространяться только на коммерческой основе. Нынешнее поколение людей в развитых странах знает о своих по-литиках гораздо больше, чем предыдущее. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Незадолго до смерти сорокового президента США Р. Рейгана Америка узнала о том, насколько тяжело-больной человек управлял страной в период с 1981 по 1989 г. Как из-вестно, Рейган страдал болезнью Альцгеймера, которая нарушает у человека функцию памяти и речи. Явные признаки этого заболевания были у Рейгана уже в 1984 г., когда он во время предвыборных телеви-зионных дебатов с У. Мондейлом внезапно «забыл», что последние че-тыре года президентом США был он сам. При помощи умелой шутки Рейгану удалось выйти из неудобной для себя ситуации, а на следую-щий день телевизионным выступлением, записанным с помощью теле-суфлера, действующий президент повысил своей рейтинг в глазах аме-риканцев. В конечном итоге Рейгану удалось выиграть выборы и про-должить работу в качестве главы Белого дома еще четыре года. Впредь любые появления Рейгана перед телекамерами тщательно готовились его помощниками. Журналистам на пресс-конференциях разрешалось задавать только те вопросы, с которыми администрация Белого дома была заранее ознакомлена, а на дополнительные вопросы Рейган старался не отвечать. Власти США в те годы весьма успешно создавали публичный образ Рейгана, который сильно отличался от того, каким в действительности был этот человек. Только после его смерти в 2004 г. общественность узнала о том, какому риску подвергались США в период президентства Рейгана и к каким катастрофическим по-следствиям мог привести сбой созданной им системы делегирования президентских полномочий многочисленному штату консультантов главы американского государства. Во времена Интернета такое вряд ли возможно. Компрометирующей инфор-мации о действующих политиках сегодня предостаточно и доступна она из любого уголка планеты. Например, еще в период правления Дж. Буша мл. весь мир облетели его комичные фотографии, изображавшие президента США с царапинами, получен-ными после падения с велосипеда. А под занавес его президентства в Интернете появи-лись снимки, на которых глава американской администрации выглядел и вовсе неадек-ватным, глупым, позорящим США политиком. Имидж главы американского государ-ства подпортили и З. Бжезинский, публично назвавший внешнюю политику этого пре-зидента некомпетентной, и режиссер М. Мур, снявший в 2003 г. фильм «Фаренгейт 9/11», в котором представил Дж. Буша мл. с негативной стороны в связи с терактами 11 сентября 2001 г., и его коллега П. Йозеф, снявший в 2007 г. еще более резкий фильм «Дух времени», в котором фактически возложил ответственность за теракты 11 сентября 2001 г. на американские спецслужбы и крупнейшие банки. Не нужно доказывать, какой огромный ущерб эти материалы наносили репутации действую-щей администрации и всему международному престижу США, и американские по-литики рады были бы не придавать их мировой огласке, но не могли этого сделать. Следует заметить, что неприглядные эпизоды происходили и с европейскими лиде-рами. Например, канцлер Германии А. Меркель была «схвачена» фотографом за пе-реодеванием в кустах в обнаженном виде. Фотографии по Интернету мгновенно об-летели весь мир. В 2008 г. президент Франции Н. Саркози оказался в затруднитель-ной ситуации, когда один из парижан публично отказался пожать ему руку. Поли-тик, скривив лицо, обозвал его «идиотом». Неприглядный видеоролик немедленно появился в Интернете. Изобилие в доступной для общественности форме негативной информации о политиках изменило отношение людей к государству и его представителям. На сме-ну сакральному образу политических деятелей пришло их новое восприятие – от-части комичное, отчасти просто неприметное. Компетентное общественное мнение предъявляет государственным деятелям более высокие требования, способствуя бо-лее ответственному их поведению в вопросах как внешней, так и внутренней поли-тики. Впервые с жесткими ограничениями на применение силы в условиях инфор-мационной прозрачности развитые государства столкнулись в период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. В ходе ее осуществления территория Ирака подвергалась массированным бомбардировкам авиацией союзников. В Багдаде же в это время работала репортерская группа П. Арнетта из телекомпании CNN. Нахо-дясь в гуще событий, Арнетт ежедневно появлялся на американских телеэкранах с новостями о страданиях мирных жителей Багдада в результате ударов ВВС США, а тогдашний президент США Дж. Буш всякий раз неуклюже оправдывался перед американскими журналистами и общественностью за ошибки в наведении высоко-точных бомб на цели в Ираке, отдавая при этом своим генералам приказы делать все возможное для исключения жертв среди мирных жителей. Благодаря группе Арнет-та, в той войне Багдад сумел избежать серьезных разрушений и потерь среди мир-ного населения, чего нельзя сказать, например, о другом иракском городе Басра, ко-торый сильно пострадал от авианалетов союзников. Отметим, что подобное участие телевидения в военном конфликте было беспрецедентным и показало, что общест-венное мнение способно ограничить применение силы в современном мире, даже если она служит морально оправданным целям. Другой, еще более показательный эпизод произошел с американскими войска-ми в 1993 г. в Сомали, где они участвовали в миротворческой миссии по доставке гуманитарных грузов глодающему населению этой страны. Чтобы тогдашний пре-зидент США Б. Клинтон отдал приказ о выводе американского контингента из этой страны, местным повстанцам было достаточно снять короткий видеоролик, в кото-ром грузовик волочил по земле обнаженное тело убитого американского солдата. Видеокассета была показана в США по федеральным каналам и произвела шоки-рующее воздействие на общественное мнение. Информационная прозрачность внесла серьезные изменения в понятие инфор-мационной войны, которое распалось на традиционную и современную интерпрета-цию этого явления. Сходство концепций современной и традиционной информаци-онной войны проявляется в эксплуатации участвующими сторонами неизменных качеств человеческой психики и наличии общей цели, различие – в способах ее дос-тижения. Неизменными качествами человеческой психики являются внушаемость, не-уверенность в собственных силах, поклонение авторитету. В странах третьего мира эти черты выражены сильнее, в развитых странах – слабее. Целью информационной войны является контроль над общественным мнени-ем. По мнению отечественного исследователя В.Г. Красько, информационные вой-ны ведутся «с целью изменения в желаемом направлении их психологических ха-рактеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, ус-тановок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом» . В военное время информационные кампании проводились для деморализации населения и войск противника, склонения его военнослужащих к сдаче в плен, а мирных жителей либо к сотрудничеству с оккупационной администрацией, либо к вооруженному выступлению против собственного правительства. В мирное время информационные кампании велись либо с целью сокрытия подготовки к военной агрессии и/или ее срыва, либо для улучшения отношения общественности сопре-дельных стран к своим инвестициям или товарам, повышения престижа своей стра-ны за рубежом и пр. Техническая революция в средствах массовых коммуникаций изменила мето-ды ведения информационной войны. В прошлом, когда государства могли регули-ровать информационные потоки, главным инструментом информационной войны была понятийная индоктринация. Напомним, что термин «индоктринация» означает обучение некоторой док-трине без ее критического восприятия, т. е. индоктринацией можно назвать некий алгоритм принуждения человека к совершению заданного поступка или принятия им в качестве достоверной определенной информации. Ключом к решению этой за-дачи является коллективный, подражательный рефлекс. Простым примером его действия является ситуация пресечения пешеходами уличного перекрестка – стоит одному начать движение, как другие следуют за ним. Понятийная индоктринация воздействует на человеческое сознание посредст-вом одностороннего изложения фактов. Главное здесь – сконструировать видимость предельно масштабного, можно сказать, «всенародного» отношения к тому или иному событию. Для этого на каждого индивида нацеливается мощный, управляе-мый из единого центра поток информации, под напором которого человек «ломает-ся», утрачивает критическое восприятие фактов и начинает принимать за «чистую монету» все, что видит и слышит из СМИ. Отметим, что понятийная индоктринация эффективна прежде всего в условиях централизованного контроля над движением массовых информационных потоков. Ее примером в новейшее время является информационная кампания прави-тельства Ирака по окончании военных действий в Персидском заливе 1991 г. По-терпев сокрушительное поражение от коалиционных сил, С. Хусейн, тем не менее, объявил своему народу о «победе» над ними. Иракская общественность поверила своему лидеру, ибо к его точке зрения присоединились все иракские политики и СМИ, а информационный доступ к реальным событиям для большинства простых людей в Ираке был закрыт. Следует отметить, что наряду с информационным кон-тролем активную роль здесь сыграла и особая интенциальность (настроенность) массового сознания на восприятие информации. Простые люди, особенно в закры-тых, коллективистских или, точнее, «включенных» обществах, в которых индивиду-альное целедостижение не является системообразующими фактором социальной жизни, предпочитают видеть насилие, а не созидание, слушать лесть, а не критику или хотя бы объективную оценку происходящего, которая может быть им просто неприятной. «Весть» о победе Ирака над Америкой стала для простых иракцев своеобразным информационным наркотиком, который в сущности представляет со-бой такой тип знаковой информации, которая может существовать совершенно ав-тономно от обозначаемой ею реальности. Ее движущая сила – это состояние эйфо-рии, которое она вызывает в массах. Современная информационная война, как правило, ведется в условиях инфор-мационной прозрачности, т. е. при наличии доступа населения к разным источникам информации. Когда люди имеют возможность сравнивать конкурирующие точки зрения, метод понятийной индоктринации теряет свою эффективность. На первый план выходят аргументация, искусство убеждения и публичной полемики. Такая работа требует очень серьезной теоретической подготовки, хотя на практике она не всегда эффективна – при разнообразии мнений люди начинают сомневаться в лю-бой из существующих версий. В конечном итоге возникает ситуация информацион-ной относительности, при которой ни одна из сторон не может склонить в свою сто-рону общественное мнение. Поэтому в современной информационной войне принципиальное значение приобрела имиджевая или «брендовая» индоктринация, смысл которой заключается в воздействии на массовое сознание эталонными стандартами. Действующими лицами имиджевой индоктринации являются не политики и политтехнологи, а актеры шоу-бизнеса, которые по известности и частоте появле-ния в СМИ опередили многих государственных деятелей. Например, родившиеся в Австралии голливудские актеры Р. Кроу и М. Гибсон гораздо известнее в мире, чем премьер-министр этой страны Дж. Говард. А великий футболист Пеле и вовсе един-ственный, по-настоящему известный в мире бразильский гражданин. Не меньшей известностью пользуются и исполнители популярной музыки. И это не банальная известность, а имидж, который притягивает, вызывает массовое обожание, желание походить на своих кумиров. Современные женщины мечтают иметь губы, как у А. Джоли, овал лица, как у К. Найтли, фигуру, как у Дж. Биль, носить одежду тех брендов, которые рекламируют Э. Макферсон и В. Бекхэм. Созданный массовой культурой «гламурный», респектабельный образ Запада завораживает население стран «третьего мира», позволяя и западному бизнесу, и государствам без труда осваивать и эксплуатировать ресурсы, принадлежащие большинству человечества. Следует отметить, что не в последнюю очередь благо-даря имиджевому воздействию Запад одержал верх над системой мирового социа-лизма, развалил Советский Союз, добровольно присоединил и подстроил под свои экономические потребности весь восточноевропейский регион.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государства в условиях информационной прозрачности» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»