Если обратиться к опыту нашего главного партнера и одновременно оппонента в мировой политике – США (а в этой области Россия, оставаясь ядерной сверхдержавой, пока выступает с ними на равных), – следует констатировать, что эта страна имеет свою национальную философию разоружения, которая сводится к следующим основным положениям. Одной из самых серьезных угроз национальной безопасности США является распространение ОМУ и ракетного оружия. Поэтому следует добиваться выполнения решений о бессрочном продлении Договора 1968 года и присоединения к нему тех «околоядерных» стран, которые не являются участниками соглашения. Одновременно необходимо укреплять другие режимы нераспространения (РКРТ, «Австралийский клуб», Вассенаарские соглашения) разрабатывать новые методы и средства противодействия распространению (включая превентивные и военно-силовые), а также заключить конвенцию о запрещении производства оружейных расщепляющих материалов. Следующий приоритет – осуществление надежного контроля за соблюдением Россией Договора СНВ-1 и Договора ДСНП. При этом США дают понять, что они потеряли интерес в продолжении переговоров с нами о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений. Тактическое ядерное оружие. Можно ожидать, что американцы попытаются юридически закрепить односторонние обязательства, в этой области, взятые на себя США и СССР осенью 1991 года и подтвержденные в начале 1992 года российским руководством, максимально возможно выведя при этом из-под сокращений свое тактическое ядерное оружие морского базирования. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Имея серьезный задел в таких испытаниях, а также самую мощную экспериментальную базу, американцы форсировали заключение данного Договора, а также добились закрепления в нем права на осуществление некоторых видов экспериментов, что позволит им продолжить НИОКР в области ядерного оружия без проведения полномасштабных испытаний. Кроме того, они настояли на возможности выхода из Договора, если в будущем налагаемые им ограничения поставят под угрозу безопасность страны. Пока, однако, они его не ратифицировали. Ограничение систем противоракетной обороны (ПРО). США и в дальнейшем будут стремиться обеспечить себе возможность создания как тактических, так в перспективе и стратегических систем ПРО, поскольку это закрепляло бы за США господствующее положение в иерархии международных отношений. Нынешняя позиция администрации и республиканского большинства конгресса – это заявка весьма влиятельных американских кругов на военно-технологическое лидерство США в XXI веке, которые будут наращивать усилия в области борьбы с оперативно-тактическими ракетами, а в перспективе приступят к развертыванию национальной системы противоракетной обороны, в том числе и с элементами космического базирования. Нельзя исключать, что в весьма близкой перспективе американцы поставят вопрос о целесообразности перехода от «ракетного» к «противоракетному» режиму сдерживания. В ходе саммитов «Группы восьми» Хайлигендамме (2006) и Кеннебанкпорте (2007) В.Путиным было сделано «пакетное» предложение американцам о сотрудничестве в духе стратегической открытости, являющееся альтернативой их планам: о коллективном, в том числе с участием заинтересованных европейских государств, реагировании на возможные угрозы ракетного распространения. Американцы наше «пакетное» предложение, по сути, отклонили, выхолостив на бумаге устные предложения, которые были высказаны на российско-американской встрече в формате «2+2» 12 октября 2008 г. в Москве. Создавалось впечатление, что диалог с нами они пытаются представить в качестве «принципиального согласия Москвы» на их планы в Европе, используют его для обработки Конгресса, ближайших союзников, а также в работе с чехами и поляками. От идеи развертывания европейской базы ПРО США отказываться не намерены, перспектива выйти на общее понимание в отношении ПРО в Европе пока не просматривается. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Хотя этот Договор явно устарел – даже в контексте Соглашения о его адаптации 1999 года – и нуждается в дальнейшей модернизации – причем не только в части фланговых ограничений, но и в целом, США предпочитают настаивать на его неукоснительном выполнении, понимая, что в случае его обвала рухнет весь режим контроля над обычными вооружениями в Европе. В ряде случаев поэтому они проявляют готовность учитывать интересы России. США добиваются скорейшего выполнения Россией Конвенции 1993 года о запрещении химоружия и укрепления режима запрета на биологическое оружие. В вопросе о торговле обычным оружием США предпочитают иметь максимальную свободу рук. Их политика в этой области направлена на то, чтобы жестко контролировать конкурентов – другие страны-производители оружия. Американские правящие круги считают, что активное участие в разоруженческом процессе отвечает интересам национальной безопасности США лишь постольку, поскольку это и способствует закреплению их лидерства в мире. Внутриполитическая борьба между демократами и республиканцами в целом не меняет вышеназванные приоритеты в этой области, основанные на долгосрочных национальных интересах США.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приоритеты США» з дисципліни «Сучасна зовнішня політика Росії»