Свою внешнюю политику Россия вынуждена проводить в условиях серьезного глобального кризиса международных отношений, который во многом ее и определяет. Налицо упадок международной системы и глобального управления. Современная международная система по-прежнему опирается на Вестфальский мир 1648 г., который представляет собой мир национальных государств. Процесс формирования в мировой политике этого нового государственного и общественного устройства, связанный как с распадом старых империй, так и с появлением и становлением основного субъекта национальных государств – национальной буржуазии начинается в ХIV-XV веках. Внутри прежних империй, которые сохраняют (а в ряде случаев и преумножают) внешние имперские атрибуты, вызревают такие национальные государства, как Франция, Англия, Португалия, Нидерланды, Испания. Все эти страны на протяжении еще нескольких столетий останутся колониальными империями – кто дольше, кто короче. Однако империи этого типа классическими империями уже не являлись: колонии захватывались и удерживались этими странами не для того, чтобы создать «мир миров», как это было прежде, а исключительно в целях развития национальных метрополий за счет хищнической эксплуатации заокеанских территорий. Хотя такого рода политика могла весьма искусно прикрываться имперской идеологией: мол, несли в Азию и Африку «цивилизацию», «культуру», «христианскую миссию» и проч. Собственно, именно тогда весьма рельефно проявилась разница между имперской и империалистической политикой, между имперским и империалистическим государствами. С начала ХVIII века из всех европейских государств лишь Россия продолжает оставаться подлинной империей, т.е. страной, объединенной общим имперским замыслом. К тому же она и не пытается создать национальное государство. Даже при Петре Великом, осуществлявшим первую национальную модернизацию, она остается империей. В идейном плане становление национальных государств было обосновано в трудах Ж.Бодена («Книга шести государств»), сформулировавшего понятие «суверенитет», Н.Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Г.Гроция («О праве войны и мира»), создавшего основы корпуса международного права. Большую лепту в идейное обоснование национального государства внесли Т.Гоббс и Б.Спиноза. Рубиконом между эпохой империй и эпохой национальных государств стал Вестфальский мир, заключенный европейскими державами в 1648 году после кровавой Тридцатилетней войны в Европе. Она началась в 1618 году с чешского восстания против гнета австрийских Габсбургов, которые в это время господствовали в Священной римской империи германской нации. Правда, к тому времени Империя уже находилась в состоянии упадка: это был конгломерат враждующих полусамостоятельных государств, весьма рыхлый в административном смысле слова. От изначального имперского замысла Карла Великого, создавшего Империю в 800 г., в ней не осталось и следа. Тридцатилетняя война была воистину мировой войной своего времени: она вовлекла в свой огненный водоворот все крупные европейские государства: Швецию, Францию, Данию, Англию, Испанию, германские, чешские и итальянские княжества, отчасти даже Речь Посполитую и Московское царство. Попытка Императора (Фердинанда II) спасти Империю, подчинив себе хотя бы ее ядро, потерпела полное поражение. Главную роль в этом сыграла Франция, в частности, дипломатия Ришелье, который сделал все, чтобы этого не допустить. Вестфальский мир 1948 года подвел следующие итоги Тридцатилетней войны: две основные силы того времени – папство и Империя – были сокрушены; правда, формально Священная римская империя германской нации существовала еще несколько столетий: последний гвоздь в гроб Империи вбил Наполеон в 1806 году; был создан Швейцарский союз; Испания утратила доминирующие позиции в Европе, уступив их Франции; которая превратилась на полтора столетия в региональную сверхдержаву; некоторые страны, такие как Швеция, Португалия, Дания и другие, начали складываться в национальные государства. Последнее было, пожалуй, главным политическим итогом Тридцатилетней войны, поскольку это стало началом формирования мира национальных государств, который и составил Вестфальский мировой порядок (или Вестфальскую систему международных отношений), основные элементы которого действуют и в наши дни. Расцветом Вестфальской системы был ХХ век, который одновременно стал началом ее упадка. Тем не менее Вестфальская система закрепила в мировом порядке определенные «правила игры», которые, с известными поправками и модификациями, работают до сих пор: Вестфальская система не запретила, а узаконила войны, в том числе и агрессивно-наступательные, начинать и вести которые она провозгласила законным правом суверенного государства; Вестфальская система не препятствовала, а следовательно, способствовала закреплению в международном праве права сильного; Вестфальская система утвердила в международном праве принцип невмешательства во внутренние дела других суверенных государств. Именно поэтому ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX вв. никто не считал себя вправе вмешиваться во внутренние дела европейских тираний, в которых откровенно и в массовом порядке нарушались права человека и гражданина. И даже в первой половине ХХ столетия западные демократии не вмешивались во внутренние дела фашистской Германии и коммунистического Советского Союза. Мировое сообщество молчало, глядя на развертывающийся в Германии геноцид евреев или массовые репрессии в сталинском СССР. Впрочем, оно и не имело никаких рычагов воздействия на такие режимы. Положение несколько изменилось лишь в последней трети прошлого столетия и то лишь потому, что права человека стали у Запада инструментом борьбы с СССР. Но именно тогда и начался закат Вестфальской системы международных отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основы Вестфальского мира» з дисципліни «Сучасна зовнішня політика Росії»