Проблемы и приоритетные цели борьбы с международным терроризмом
Мировое сообщество с 1960-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. В настоящее время действуют более десятка международных антитеррористических конвенций, в частности, по обеспечению безопасности гражданских и морских перевозок (Международные конвенции 1963, 1971, 1988 гг.); по борьбе с захватом заложников (1979 г.); защите ядерных материалов (1980 г.); борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); борьбе с актами ядерного терроризма (2007 г.). Международный терроризм получил осуждение в 1985 г. на Генеральной Ассамблее ООН, где была принята соответствующая резолюция. Вопрос о борьбе с терроризмом неоднократно ставился на встречах глав государств, в том числе членов «Большой восьмерки», а также на совещаниях более низкого уровня, организованных этими странами (например, в Оттаве – 1995, Париже – 1996, Москве – 1999 гг.) . Тем не менее основания для оптимизма в вопросе борьбы с международным терроризмом не просматриваются. Вот как оценивает трудности этой борьбы А.А.Коновалов. Международный терроризм, пишет он, - та область мировой политики, где ее нетрадиционные участники проявляют себя особенно явственно, угрожая суверенитету государств и всему устоявшемуся миропорядку. Террористические структуры не являются субъектами международного права, поскольку это не суверенные официально признанные государства. Они не подчиняются никакому легитимному правительству. Их трудно, а чаще невозможно, связать с территорией какой-либо страны. Они действуют глобально, не принимая в расчет никакие национальные границы. Конечно, они используют территории суверенных государств, но никогда не просят разрешения у их правительств. Международные террористические сети все больше влияют на развитие мировой ситуации в сферах безопасности, политики и экономики, но ни одно правительство не может заключить договор с этими структурами или обменяться дипломатическими миссиями. Все мирные способы давления, выработанные мировым сообществом для межгосударственных отношений (экономические санкции, военное давление без применения военной силы), теряют всякий смысл в отношении подпольных террористических сетей. Даже использование вооруженных сил, создававшихся для поражения вражеских армий, малоэффективно как антитеррористическое средство . Напомним также об отсутствии единства среди политических сил мира в оценке сущности терроризма. По этой причине в ООН отсутствует международный «черный список» лиц и организаций, подозреваемых в терроризме. И остается загадкой, как согласовать позиции сторон при выработке и принятии текста Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом, к чему призывают с трибуны Генассамблеи все мировые лидеры. Надо признать, считает Г.И.Мирский, оценивая результаты борьбы с международным терроризмом на сегодняшний день, что она зашла в тупик. Человечество еще не знает, как противостоять «чуме XXI века», как справиться с самой страшной угрозой, которая ожидает нас в наступившем столетии . Справедливость этого утверждения подтверждается, на наш взгляд, принятием закона РФ «О противодействии терроризму» (2006 г.), в котором прописана возможность расстрела представляющих угрозу лайнеров даже с пассажирами на борту. Шансов выжить во время захвата у пассажиров практически не остается. Российские СМИ в оправдание этой меры пишут, что жертв будет несравненно больше, если террористы направят лайнер на атомную электростанцию. Если же террористы будут знать, что даже с пассажирами не смогут долететь до нее, сама идея такого теракта станет менее привлекательной. Отмечается также, что подобные законы есть во многих странах мира . Представляется сомнительным, что террористов остановит даже такая жесткая мера. Напомним, что для них не столь важно количество жертв, сколь сама демонстрация насилия по отношению к беззащитным людям. Это - во-первых. А, во-вторых, не является ли признаком бессилия сама постановка вопроса о том, на какое количество жертв мы можем согласиться, чтобы остановить преступников? Однако, коль скоро глобальная война с терроризмом ведется, и Россия в ней активно участвует, надо определить приоритетные цели, на достижении которых должно сосредоточиться мировое сообщество. Каждая из этих целей очень сложна и потребует выработки новых норм международного права, методов подготовки правоохранительных сил и многое другое. Остановимся на анализе этих целей . Проблема жизненного пространства терроризма. Хотя современный терроризм действует глобально, ему нужны базы для подготовки боевиков, территории для отдыха, перегруппировки и т.д. Такие анклавы могут появиться в суверенных государствах в двух случаях. Первый – когда правительство страны прямо или скрыто поддерживает террористов, разделяя их цели, как это было в отношениях между «Аль-Каидой» и правительством талибов в Афганистане в начале 2000-х гг. Данный случай относительно прост, по крайней мере в правовом отношении. Если правительство страны сознательно «оказывает гостеприимство» международным террористам, оно несет полноту ответственности за действия, которые предпринимают боевики с его территории. Военные действия США против режима талибов были реализацией законного права страны или коалиции стран на отражение агрессии и полностью соответствовали Уставу ООН. Второй случай более труден и менее очевиден в правовом отношении. В мире достаточно стран, правительства которых настолько слабы, что не с состоянии обеспечить суверенитет на всей территории своего государства. Здесь можно говорить о неполном или «ограниченном» суверенитете. Когда часть территории не контролируется собственным правительством, там немедленно образуется анклав, который берут под контроль международные криминальные структуры и террористы. Надо признать, что количество таких анклавов быстро увеличивается. Достаточно упомянуть юг Ливана, часть Филиппин, северные острова Индонезии. Есть подобные анклавы в Судане, Алжире, Нигерии, Сомали и др. Рост напряженности в российско-грузинских отношениях в 2002 г. был вызван как раз претензиями России к грузинскому руководству, позволяющему чеченским боевикам использовать часть территории страны – Панкисское ущелье – как базу и плацдарм для проведения терактов в России. Растущее количество таких анклавов ставит мировое сообщество перед необходимостью создания норм международного права, отвечающих на вопрос, как вести дело с правительствами, которые не контролируют ситуацию на своей территории, и самое главное, как ликвидировать «гнезда террористов», образованных на таких «ничейных» землях. В новой Стратегии национальной безопасности США (2002 г.) предусмотрено право на превентивный удар. По сути Россия разделяет эту позицию, о чем не раз заявляла, например, в связи с ситуацией в Панкисском ущелье. Наиболее ярким образцом преодоления этой ситуации являются войны, которые ведет Израиль против Хезболлах, базирующейся на юге Ливана. Однако встает правовая проблема: как ликвидировать расползающийся по миру международный терроризм и при этом не нарушать суверенитет стран, фактически дающих ему прибежище. Эта проблема в международном праве пока не решена, хотя ясно, что слабые правительства и «ограниченный суверенитет» некоторых государств не должны становиться непреодолимым препятствием в борьбе с международным терроризмом. Источники финансирования терроризма. После теракта 11 сентября 2001 г. власти США заморозили 39 банковских счетов, принадлежавших организациям и частным лицам, по подозрению в финансовой поддержке терроризма. Оказалось, что лишь немногие из этих счетов были открыты в странах Персидского залива. Отсюда следует, что борьба с финансовыми спонсорами террористов технически более сложна, чем борьба, скажем, с базами террористов. Ведь спонсоры террористов живут в тех же странах и пользуются плодами той же цивилизации, что и борцы с терроризмом. Задача пресечения финансовых потоков для международного терроризма с целью его банкротства – серьезный вызов мировой финансовой системе.«Хорошие» и «плохие» деньги и каналы, по которым они циркулируют, так тесно связаны и переплетены, что без болезненной «шоковой хирургии» отделить их друг от друга очень непросто. Мировая финансовая система, по праву считающаяся плодом и успехом развития постиндустриальной цивилизации, в руках террористов тоже может стать грозным оружием. Приходится признать, что она позволила международному терроризму тайно аккумулировать и передавать огромные средства. Террористы не испытывают недостатка в средствах. Такое положение далее нетерпимо. Еще не до конца ясно, какие изменения в мировой финансовой системе потребуются, но очевидно, что они должны быть весьма масштабными. Проникновение в подпольные террористические сети и их ликвидация. Как показали события 11 сентября 2001 г. в США и последующие громкие теракты, опора только на технические средства (спутниковая разведка, например) явно недостаточна. Необходимо уделять значительно больше внимания агентурной работе, внедрению в террористические сети и ячейки. Как пишет У.Лакер, возрождение стародавнего терроризма воспринимается как нечто принципиально новое, его причины и способы борьбы с ним обсуждаются так, словно об этом никогда не заходила речь прежде. То есть речь идет о том, что стоит помнить о «добром старом шпионаже». В частности, по сведениям российских СМИ, именно эти методы помогли предотвратить теракт, замышлявшийся в Нальчике в 2005 г. и имевший целью стратегические объекты юга и центра России. Необходимо ясно осознавать, что цель антитеррористической борьбы – не столько быстрая и эффективная реакция на теракты, сколько их предотвращение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы и приоритетные цели борьбы с международным терроризмом» з дисципліни «Світова політика»