Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана, Афганистана, Ливана, палестинского сектора Газы, уместно использовать определение «самый» м «больше всех». Действительно, в последние 30 лет эти террористы являются самыми фанатичными и самыми активными. Они больше всех захватили заложников, больше всех убили людей, больше всех взорвали бомб. Им больше, чем каким-либо другим террористам, удается влиять на международную политику. Причины исламского терроризма оцениваются в отечественной литературе крайне неоднозначно. Попытаемся суммировать их. По мнению А.А.Коновалова, во-первых, это – социально-экономическая ситуация в мусульманском мире. Доходы от продажи нефти позволили правящим элитам арабских и других нефтедобывающих мусульманских стран сосредоточить огромные финансовые ресурсы. Однако это не привело к появлению в них полноценных современных экономик. По оценкам специалистов ИМЭМО РАН, валовой внутренний продукт всех 22 арабских стран уступает ВВП одной Испании. В течение последних 20 лет ХХ в. рост дохода на душу населения в арабских странах составлял 0.5% в год, что ниже, чем где-либо за исключением Африки южнее Сахары. Каждый пятый араб живет менее чем на 2 долл. В день. Примерно 12 млн. человек (15% трудоспособного населения) являются безработными, и к 2010 г. эта цифра может вырасти до 25 млн. Среди ученых в мире всего 1% мусульман; в одном Израиле больше ученых, чем во всем мусульманском мире . В более широком плане речь идет о проблеме бедности и огромного неравенства в уровнях жизни между развитыми и развивающимися странами, усугубляющейся в условиях современной модели глобализации. Во-вторых, отмечает А.А.Коновалов, имеет место социально-демографический фактор. В начале ХХ в. в мире проживало примерно 150-170 млн мусульман, к концу столетия их было уже 1,3 млрд – каждый пятый житель планеты. Более половины мусульман моложе двадцати лет, то есть молодежь – самая многочисленная часть мусульманского общества. Речь идет об огромном энергетическом потенциале, ищущем выхода и применения. Его невозможно найти в социально-экономической сфере. Идеологам террора только остается задать нужное идеологическое направление энергии мусульманской молодежи . Г.И.Мирский делает акцент на духовной причине. Психологической основой исламского терроризма является комплекс неполноценности, ущербности, который порожден, по его мнению, не столько экономическим разрывом между «бедным Югом» и «богатым Севером», сколько еще не преодоленным, идущим от колониальной эпохи осознанием несправедливости всего мирового устройства, в рамках которого на земле доминируют, задают тон империалисты, все еще с пренебрежением относящиеся к «туземцам», людям Третьего мира с их иной цивилизацией. Особенно ранимыми в этом отношении оказываются мусульмане, которые гордятся своей древней и богатой цивилизацией и видят в то же время, что в иерархической структуре современного мира их страны стоят на низшей ступени по сравнению с Западом. Убежденные в превосходстве своей культуры, они в отчаянии от того, что в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире не у них, а у Запада. В этом состоит третья причина исламского терроризма, позволяющая приблизиться к пониманию того, почему экстремизм в современном мире чаще всего исходит из среды приверженцев ислама, а не какой-то другой религии . В-четвертых, необходимо иметь в виду политику США в мусульманском мире. По этому вопросу мнения российских экспертов расходятся. Как пишет Е.М.Примаков, имея в виду действия США в Афганистане и Ираке в первые годы XXI века, «возобладало понимание, что без США практически невозможно успешное противодействие международному терроризму…» . Вместе с тем есть и другая точка зрения, в настоящее время значительно более распространенная: силовая борьба с международным терроризмом, объявленная США, не приносит желаемых результатов. Она способна подавить отдельные проявления или ячейки терроризма, но не устранить его причины. Более того, силовые методы политики США на Ближнем Востоке стимулируют ответные террористические акции. Вызывает раздражение в мусульманском мире и поддержка американцами Израиля, а также ряда арабских режимов (Египта и Саудовской Аравии). Впрочем, «виноваты» не только американцы. Среди событий мировой политики последних пятидесяти лет, вызвавших беспрецедентный подъем антизападных настроений и массовое, охватившее буквально весь исламский мир сочувствие к тем, кто взялся за оружие, Г.Мирский называет: образование Израиля по решению ООН; советская интервенция в Афганистане; бездарная и контрпродуктивная агрессия Саддама Хусейна против Кувейта, приведшая к размещению американских войск в Саудовской Аравии – священной земле для всех «правоверных» Причиной (пятой), объясняющей почему исламский терроризм стал общемировой проблемой именно в последние десятилетия, является характер нынешнего этапа глобализации, отмеченного агрессивным напором западных, прежде всего американских, ценностей и норм. Символами глобализации стали Макдоналдс, Кока-Кола и Голливуд. Западный капитал распространяет по всему миру несвойственные мусульманскому миру принципы отношений и традиции, вызывая естественную реакцию отторжения и стремления возврата к «корням», к национальным духовным основам, что и способно принимать крайние формы. Видимо, буддистские нормы социальных отношений не столь несовместимы с западной традицией, как мусульманские. Протестантизм и буддизм имеют много общего, и не случайно успешно развивающиеся страны Азии (так называемые «новые индустриальные страны», Китай, где буддистские традиции сильны) вполне находят взаимопонимание с западными «глобализаторами». Ситуация же в мусульманских странах является питательной средой для экстремистов, строящих свои призывы именно на обвинении глобального Запада в стремлении подчинить глобальный Юг своему влиянию. Очень сложной является проблема идейной основы исламского терроризма. Cледует остановиться на двух ее аспектах: в какой мере ислам служит идеологическим оправданием терроризма и можно ли отождествлять исламский фундаментализм с экстремизмом. Что касается ислама, то распространенным является мнение об особой воинственности, чуть ли не кровожадности ислама, требующим от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами. Это миф. В исламе, как и во всякой великой религии, сочетаются различные, не всегда вроде бы совместимые ценностные установки, есть немало противоречивого . В Коране при желании можно найти высказывания, могущие быть истолкованными как воинственные. Например, сейчас много говорят о джихаде, интерпретируя этот термин как «священная война против неверных», что якобы дает мусульманам право и даже вменяет в обязанность вести борьбу против немусульманского мира всеми средствами вплоть до террора. Это одностороннее и неверное толкование. Известный исламовед Джон Эспозито пишет, что «термин «джихад» имеет множество смыслов, включая призыв вести праведную жизнь, делать общество более моральным и справедливым, распространять ислам проповедью, учением или путем вооруженной борьбы… В самом общем смысле «джихад» обозначает борьбу против зла и дьявола, самодисциплину (общую для всех трех авраамических религий), при помощи которой верующие стремятся следовать воле Бога, быть лучшими мусульманами» . Поэтому неверно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. Некоторые эксперты даже считают, что некорректен сам термин «исламский терроризм». Правильнее было бы говорить об «исламистском терроризме» и «исламистах». Когда говорят, что ислам порождает терроризм (хотя правильнее было бы сказать, что международный экстремизм апеллирует к лозунгам ислама) клеймо терроризма ложится на весь мусульманский мир. Здесь уместна параллель с германским фашизмом: Гитлер сыграл для немцев ту же роль, какую играет в наше время терроризм для мусульман. Тем же, кто все же обвиняет Коран в органически присущей ему воинственности, можно напомнить о крестовых походах, освященных католической церковью. Будучи самой молодой из великих религий, ислам на рубеже XX и XXI веков переживает тот же этап в развитии, что и христианство в XIII веке. Также в качестве идейной основы терроризма часто рассматривают исламский фундаментализм, сильно упрощая при этом суть дела. Впервые об исламском фундаментализме заговорили после «исламской революции» в Иране 1979 г. как о чем-то a priori негативном. Между тем фундаментализм является столь же легитимным социокультурным, религиозным, политическим феноменом, сколь извечно противостоящие ему модернизация и реформа. Фундаменталистская альтернатива имманентно присуща культуре, общественной мысли, наконец, человеческому сознанию на всех отрезках человеческого времени. Важный источник фундаментализма – абсолютизация и сакрализация культурно-политических традиций и определенных исторических периодов. Миф о «золотом веке» - непременная составляющая фундаментализма. В исламском фундаментализме это -раннемусульманские общины времен пророческой миссии Мухаммеда. Исламские фундаменталисты проповедуют необходимость возвращения к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, замутненной позднейшими наслоениями, накопившимися в течение столетий традициями и интерпретациями, особенно связанными с распространением западного, в первую очередь, американского образа жизни и культуры. Последние часто рассматриваются идеологами исламского фундаментализма как одна из важных причин бед и проблем мусульманских обществ. Однако фундаментализм совсем не равнозначен экстремизму и терроризму. Терроризм может логически вытекать из фундаментализма, но это далеко не всегда так. «Тип фундаменталиста – это в большей мере интеллигент, ученый, философ, испытывающий горечь и фрустрацию; следующая ступень – активист, боевик, милитант; а последняя – террорист» (Г. Мирский) .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исламский терроризм» з дисципліни «Світова політика»