Альтернативой нынешней политике США в отношении коммунистического Китая, названной нами безусловным сотруд-
522 ГЛАВА i8
ничеством, не должен стать изоляционизм. Это должна быть политика сотрудничества, но реалистичного. Ее главным элементом может стать использование тех огромных экономических выгод, которые Китай получает от США благодаря торговле и инвестициям, в качестве стимула для проведения мирной политики международного сотрудничества и соблюдения внутри страны тех обязательств в области прав человека, которые Китай добровольно на себя принял. В сфере торговли США должны четко разделить китайский экспорт в страну на две части. Первая, эквивалентная, часть должна соответствовать объему экспорта США в Китай за предшествующий год. Вторая часть является исключительно односторонней. Именно благодаря ей Китай имеет такое огромное положительное сальдо торгового баланса в отношениях с Америкой. В соответствии с новой политикой США должны разрешить Китаю продолжить торговлю строго на эквивалентной основе. Половину объема односторонней торговли Китая США должны передать своим союзникам в Тихоокеанском регионе. Вторую половину этого объема Китай сможет использовать только при выполнении трех четких условий. Новая политика должна заменить свободный доступ Китая на американский рынок, которым он пользуется на основе законодательно закрепленного статуса постоянных нормальных торговых отношений и правил ВТО, следующим образом: j. В текущем году Китай может экспортировать в США продукцию только на ту сумму, на которую США было разрешено экспортировать в Китай в предшествующем году. Таким образом, в 2ооо году Китай смог бы экспортировать в США товаров только на 13 млрд, долларов. Именно таков был объем экспорта США в Китай в 1999 году. 2. США должны предоставить половину объема односторонней торговли Китая своим союзникам среди
стран Азии. Возьмем для примера 2001 год. Это будет означать, что половина от 84 млрд, долларов положительного торгового баланса в торговле Китая с США в 2ооо году будет переПолитика реалистичного ...
523 дано союзника/к США в Азии для политического и экономического укрепления своих стран. 3- Китаю будет позволено экспортировать в США товары на вторую половину объема этого сальдо (около 42 млрд, долларов) только при выполнении трех условий: а) прекращение использования силы для решения территориальных споров с а соседними государствами, начало добросовестных многосторонних и двусторонних переговоров для их разрешения; б) полное прекращение распространения ОМУ, в том числе его компонентов, технологий и опыта, семи враждебным, государствам, спонсирующим терроризм (зб); в) начало добросовестного, серьезного и подлежащего проверке выполнения своих обязательств в области прав человека, добровольно принятых на себя Китаем, подписавшим Всеобщую декларацию прав человека ООН, Конвенцию ООН об экономических и социальных правах и Конвенцию ООН о политических правах.
Законодательство, закрепляющее новый подход к торговле с Китаем, должно предусматривать также назначение президентом двухпартийной комиссии, которая ежегодно будет определять на основе всей информации, доступной правительству США, выполняет ли Китай поставленные три условия. Если эти условия не выполняются, экспорт Китая в США будет ограничен объемами американского экспорта в Китай за предшествующий год. Далее. Если Китай не выполняет поставленных условий, американским гражданам и организациям будут запрещены любые дальнейшие инвестиции в экономику Китая, кроме инвестиций в защиту окружающей среды, а лицам и организациям, базирующимся в Китае, будь то частные лица или государство, не будет разрешено занимать средства на американском рынке ссудного капитала. Если же Китай выполняет поставленные условия, китайским организациям должно быть разрешено пользоваться американскими
524 ГЛАВА i8
заемными средствами только в том случае, если они не связаны с военными кругами, разведкой или тайной полицией, и при условии, что они не используют для производства продукции труд лиц, находящихся в тюрьмах или трудовых лагерях. Этот новый подход к предоставлению Китаю торговых, инвестиционных и финансовых возможностей вызовет мощное сопротивление коммунистического режима и многих американских корпораций и экспертов, которые все еще верят, несмотря на годы негативного опыта, что экономическая модернизация Китая приведет к политическому плюрализму и либерализации. Однако многие группы и лица, озабоченные проблемами национальной безопасности, заинтересованные в защите прав человека, не приемлющие преследований на религиозной почве и выступающие в защиту окружающей среды, такую торговую политику поддержат. Она справедлива по отношению к американским рабочим и подавляющему большинству американских бизнесменов, которые, ничего не экспортируя в Китай и не импортируя из него, становятся жертвами нечестной конкуренции со стороны несвободного и угнетенного труда, используемого диктатурой. В поддержку этого реалистичного подхода к сотрудничеству с Китаем может сформироваться самая широкая политическая коалиция. Предложенная новая политика будет также означать, что впервые с 1979 года США используют свое суверенное право предоставлять или отказывать в предоставлении доступа на свой рынок и к своим финансовым ресурсам в качестве стимула для позитивных изменений в Китае как в международном, так и во внутреннем плане. Это мирные и разумные шаги, направленные на обеспечение национальной безопасности и поддержание мира. До настоящего времени Китай получал огромные экономические преимущества от взаимоотношений с США и одновременно пытался запугать США и их союзников, угрожая напасть на силы США в Тихом океане и разрушить американские города. Новая политика реалистичного сотрудничества вызовет дебаты внутри коммунистического режима Китая. Те, кто действительно озабочен проблемами экономической модернизаПолитика реалистичного.
525 ции, могут согласиться с тем, что Китаю следует менее агрессивно вести себя на международной арене и начать движение (или создать видимость) в сторону выполнения конвенций ООН по правам человека. Твердолобые коммунисты, скорее всего, будут сопротивляться любым
изменениям, они будут утверждать, что «жадные капиталисты» США, получающие прибыль на дешевой китайской рабочей силе, используют свое политическое влияние и заставят США отказаться от этой новой политики. Они вспомнят, как президент Клинтон в 1993 году уже выдвигал похожие условия, а в 1994 году отказался от них, предоставив Китаю полный доступ на американский рынок. Они будут утверждать, что так произойдет и сейчас. Однако если США выдержат торговые и финансовые аспекты новой политики реалистичного сотрудничества два года или больше, это действительно может привести к началу позитивных изменений как в самом режиме, так и в Китае в целом. Стратегия реалистичного сотрудничества с Китаем также включает другие аспекты новой всеобъемлющей стратегии США в отношении оси Китай—Россия, которые обсуждались выше. В их числе—распространение правдивой информации о политике США и политике Китая; укрепление союзнических отношений в сфере обороны с дружественными странами Азии; скорейшая разработка и постановка на дежурство системы противоракетной обороны, в том числе и в Азии. Последнее особенно важно в свете признания Северной Кореи, что она обладает ядерным оружием, и ее постоянных угроз начать войну, раздающихся с осени 2002 года. Одновременно следует продолжить и расширить всевозможные программы общественных обменов с Китаем. Необходимо продолжить и военные обмены, делая упор на мощи и решимости вооруженных сил США, их роли в защите демократии, подчеркивая прозрачность военного бюджета и военной деятельности. США не должны допустить передачу военного опыта и военных методов в ходе таких обменов. Возможности в сфере образования в США для граждан Китая хорошо себя зарекомендовали, и их следует расширить. Одновременно они должны быть сбалансированы. Сейчас по-
526 ГЛАВА i8
давляющее большинство китайских студентов, обучающихся в колледжах и университетах США, изучают точные науки. Это служит развитию высоких технологий и военного сектора экономики Китая. При этом практически все американские студенты, получающие образование в Китае, изучают язык, литературу и другие гуманитарные дисциплины. Здесь следует придерживаться принципа взаимности и ограничить число китайских студентов, изучающих точные науки, 2о%. Оставшиеся 8о% должны изучать гуманитарные и социальные науки как в Китае, так и в США. Это должно предотвратить одностороннюю перекачку американского опыта в сфере высоких технологий в Китай, начать процесс взаимного изучения общества и образа жизни в наших странах. Более реалистичная политика США должна быть сфокусирована и на расширении связей с продемократическими группами, на поощрении и помощи тем, кто выступает в защиту прав человека, за мирную эволюцию Китая и России к политической демократии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реалистичное сотрудничество с Китаем» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»