Создать стимулы для построения мирной и демократической России
На сегодняшний день ни США, ни одна из крупнейших индустриальных демократий не попытались использовать потенциальное влияние экономических ресурсов, предоставляемых России, а также возможности международных финансовых организаций, которые они финансируют и контролируют, для того чтобы повлиять на внешнеполитическую и внутриполитическую эволюцию России или Китая. Настало время для новых подходов. США и крупнейшие индустриальные демократии, которые удастся убедить в этом участвовать, должны предоставить России выбор. Россия продолжит пользоваться экономическими преимуществами на прежнем или еще более высоком уровне, если будет проводить мирную политику сотрудничества и сохранит ключевые институты политической демократии. Если же Россия будет действовать как геополитический и военный союзник Китая, а также продолжит продажи ОМУ опасным диктаторским режимам, поддерживающим международный терроризм, либо если в самой стране проявятся
тенденции к восстановлению диктатуры, националистической или коммунистической, в этих экономических возможностях России следует отказать. Нынешний подход США, игнорирующий многие действия России советского образца, провалился. Предлагаемая новая политика имеет шансы на успех, так как дает Путину и его
488 ГЛАВА i.7
Россия: побуждение к демократии...
489 соратникам осязаемые материальные стимулы для позитивных изменений. Она также даст умеренным прозападным и демократическим лидерам и группам внутри страны практические аргументы для проведения позитивных изменений, отвечающих национальным интересам России. Путин часто заявляет, что развитие экономики страны является его главным приоритетом. Проблемы советской командной экономической системы и многолетние огромные военные расходы наряду со сложностями переходного периода, начавшегося в 1989 году, привели к падению производства в России на 42% за го лет. Это намного хуже показателей Великой депрессии в США в 1930-х годах (8). Экономический рост, начавшийся с 1999 года и вызванный высокими мировыми ценами на нефть, принес важные экономические изменения. Однако у России есть внешний долг, составлявший на 2ooi год 144 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиции весьма невелики, в 2ооо году они составляли 4 млрд. долларов из общей суммы мировых инвестиций i триллион долларов. С 1991 по 2ооо год Россия получила лишь 14,5 млрд. долларов инвестиций (9). Условия жизни значительной части населения России остаются сложными. Средняя заработная плата в декабре 2ооо года составляла 109 долларов, а 50 млн. граждан страны, или 35% всего населения, получали меньше прожиточного минимума, установленного в размере 43 доллара в месяц (го). Одновременно, как отмечал Путин, россияне вывозили за рубеж более 2о млрд. долларов ежегодно. За постсоветское время это составит более 22О млрд. долларов. Такая потеря ресурсов частично объясняет экономические проблемы России, которые кроются вовсе не в политике Запада, как это с 1992 года пытаются представить коммунисты и националисты. Фактически США и индустриальные демократии ясно дали понять, что они хотят помочь России добиться успеха. За 1992—1999 годы они предоставили более 12о млрд. долларов в виде помощи и кредитов бывшим советским республикам. 35 млрд. долларов было предоставлено США в виде прямой двусторонней помощи России. В феврале 2ооо года целый ряд западных кредиторов списал почти 12 млрд. долларов иностранных торговых долгов России (и). Однако добрые намерения Запада и оказанная помощь не получили признания со стороны руководства страны, о них неизвестно широким слоям населения. России не удалось пока преодолеть наследие 74-летнего правления коммунистов. Новая политика стимулирования должна объединить США и другие демократии. Это требует определить, какие действия России могут вызвать сокращение сотрудничества, а что будет поощряться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Создать стимулы для построения мирной и демократической России» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»