Говорить правду о международных целях и действиях США
В1989—I99I годах, когда развалилась советская империя, а затем и сам Советский Союз, Китай изменил свое мнение относительно стремления Советского Союза к мировому господству. Он пришел к выводу, что к такому господству стремятся США. В 1990-х годах Китай многократно повторял это обвинение на всех международных форумах. В1996 году было объявлено о создании китайско-российского «стратегического партнерства». Новый министр иностранных дел России Евгений Примаков изменил российскую внешнюю политику, ориентированную на сотрудничество
с США. Россия стала критиковать стремление США к «однополярному» миру, означавшему их господство. Взамен Россия приняла китайскую формулировку о «многополярности» мира. Разумная и инициативная стратегия США
457 В результате целой серии саммитов и совместных деклараций, дальнейшего развития сотрудничества (ставшего особенно интенсивным после натовских бомбардировок Сербии, против которых Китай и Россия выступали сообща), эти взгляды вылились в единый список обвинений против США. Путин и Цзян Цзэминь совместно и по отдельности высказывали эти обвинения, начиная со своей встречи в июле 2ооо года. Россия присоединилась к Китаю в утверждениях, что нынешняя система международных отношений должна быть заменена «новым политическим и экономическим порядком», суть которого они так и не разъяснили. Примечательно, чти США практически не отвечали на обвинения, которые год за годом делали два весьма влиятельных и хорошо вооруженных государства. Правительство США, судя по всему, решило игнорировать подобные заявления, как не имеющие отношения к современным реалиям. Вместо этого США продолжали оказывать России и Китаю экономическое содействие, делая вид, что такие заявления и шаги по формированию китайско-российского альянса к делу не относятся. Для правительства США настало время высказаться по поводу этих повторяющихся и лживых обвинений. Важно, чтобы США прямо заявили руководителям и народам России и Китая, а также других стран, что у них нет территориальных или других претензий к какой-либо стране мира. В современной истории США никогда не стремились завоевать или присоединить какую-нибудь территорию, хотя и могли сделать это в результате политического, экономического и военного превосходства, полученного по результатам, например, Второй мировой войны. В 1945 году, в то время как Европа, Россия, Япония и в значительной степени Китай после многолетних сражений лежали в руинах, США имели 12-миллионную армию, 5 тысяч самолетов, 5 тысяч кораблей, монополию на ядерное оружие и не затронутую войной территорию, которая управлялась по принципам демократии. На США приходилась половина мирового производства товаров. В это время США могли реализовать свое стремление к мировому господству. Вместо этого они через 15 месяцев после
458 ГЛАВА i6
окончания войны сократили свои вооруженные силы до i,s млн. человек. Затем поддержали создание ООН, призванной начать новую эру коллективной безопасности, выступая против любого агрессора, базирующейся на взаимных соглашениях и превентивных действиях. США создали союзы в Европе и Азии лишь после агрессивных действий Советского Союза, вызвавших потребность в коллективной самообороне. За пятьдесят лет своего существования оборонительные союзы, в которых участвовали США, ни разу не использовали силу. Так продолжалось до 1999 года, когда США и НАТО встали на защиту косовских мусульман албанского происхождения против диктатуры Милошевича. К применению силы США и НАТО в какой-то степени подтолкнули трагические последствия пассивности международного сообщества в Руанде пять лет назад, когда в ходе межэтнических столкновений между хуту и тутси, продолжавшихся несколько месяцев, погибло более 8оо тысяч гражданских лиц. Ведь именно совместное противодействие Китая и России не позволяло Совету Безопасности ООН принять резолюцию, выполнение которой способствовало бы спасению миллиона косовских мусульман. В 1990-х годах участие США в миротворческих операциях в Ираке, бывшей Югославии и на Гаити было неохотным и носило характер услуги делу мира и прав человека. Оно осуществлялось на основе резолюций Совета Безопасности ООН. США стремились вместе с европейскими странами способствовать разрешению конфликта в бывшей Югославии, начавшегося в 1991 году. Их дипломатическое, а затем и военное участие было вызвано просьбой европейских демократических правительств, которые считали, что только США располагают необходимыми для этого политическими и военными ресурсами. Совет Безопасности ООН недвусмысленно уполномочил США и их союзников на действия против диктатуры Милошевича и других экстремистов в Югославии, за исключением бомбардировок 1999 года. Явной причиной того, что Китай и Россия сблизились и стали еще критичнее относиться к США после натовских бомбардировок весной 1999 года, стало опасение, что эти события станут прецедентом для вмешательства (под руководством Разумная и инициативная стратегия США
459
США) вдела обеих стран (в связи с использованием силы против чеченцев-мусульман в России и уйгур-мусульман и тибетских буддистов в Китае). Хотя теоретически такая озабоченность понятна, вполне очевидно, что благоразумие не позволило бы США даже рассматривать возможность использования военных контрмер на территории России и Китая. Агрессия Саддама Хусейна против Кувейта привела к созданию военной коалиции во главе с США, которая на основании мандата Совета Безопасности ООН нанесла поражение иракской армии и освободила Кувейт. Затем коалиция продемонстрировала свой оборонительный характер, выведя зооты-сячные силы из зоны боевых действий. Иракский режим, победив, наверняка использовал бы ситуацию для установления фактического контроля над государствами Персидского залива, которые располагают крупнейшими в мире запасами нефти. США даже не рассматривали такую возможность. С момента выдворения Саддама Хусейна из Кувейта в 1991 году и поражения иракских вооруженных сил военные и политические действия США и Великобритании были направлены на выполнение правительством Ирака требований Совета Безопасности ООН о проверке демонтажа иракского оружия массового уничтожения. Вопрос не в том, почему США и Великобритания порой угрожали применить силу или применяли ее против иракского режима, когда он отказывался выполнять требования Совета Безопасности ООН. Вопрос в том, почему Китай и Россия приняли сторону иракского режима, несмотря на его агрессивный характер и невыполнение требований Совета Безопасности ООН, который, по их неоднократно выраженному мнению, является руководящим институтом в международной политике. Это приводит нас к еще одному измерению правды, о котором необходимо четко заявить. Огромную угрозу миру представляют все возрастающие поставки Китаем и Россией компонентов и технологий производства ОМУ режимам, поддерживающим террористическую деятельность. После и сентября 2OOI года президент Буш постоянно напоминал о существующей угрозе и предпринял действия для смещения Саддама Хусейна в Ираке. США должны предавать огласке более
4бо ГЛАВА i6
настойчиво факты, подтверждающие роль Китая и России в распространении ОМУ в мире. США должны более убедительно доводить до сведения общественности последствия распространения ОМУ, которые могут привести к трагедии в странах—соседях этих режимов, будь то в Европе; Южной Корее, Израиле или на Ближнем Востоке. Это может затронуть и более отдаленные страны, в том числе и США. Не надо бояться при необходимости и пригрозить России и Китаю. В конце концов действительно имеют место репрессии России и Китая против мусульман. Обе страны поддержали действия Милошевича, направленные против мусульман в Косове. Россия и Китай создали, совместно с неокоммуниетиче-скими диктатурами в Средней Азии, Шанхайскую организацию сотрудничества, которая ставит своей целью не только разгром подлинных исламских экстремистов, но и направлена на уничтожение всех оппозиционных и сепаратистских групп под знаменем борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. При этом Россия и Китай продолжают продавать компоненты и технологии ОМУ государствам, спонсирующим терроризм. Весьма возможно, что политика нынешних или будущих режимов этих стран изменится (например, Иран проявил интерес к вступлению в ШОС) и они пригрозят этим оружием России и Китаю для того, чтобы заставить прекратить репрессии против исламских групп.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Говорить правду о международных целях и действиях США» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»