В первые месяцы пребывания Путина у власти произошли события, продемонстрировавшие, как Россия и Китай могут работать вместе для продвижения своих стратегических целей. Администрация Клинтона в числе существующих мировых угроз указывала на разработку Северной Кореей собственного ядерного оружия и средств его доставки. Это являлось основанием для создания ограниченной национальной системы противоракетной обороны и такой же системы в Азии. Россия и Китай предприняли совместные шаги и заставили Северную Корею снизить видимость опасности и агрессивности, тем самым существенно подорвав аргументы США о необходимости создания таких систем. Китай и Северная Корея—две коммунистические азиатские страны, воевавшие с США в Корее в 1950—1953 годах, — сотрудничали в стратегической и военной сферах десятилетиями. Тот факт, что Китай снабжал Северную Корею компонентами для ее ракетной программы, а обе страны были связаны с сетью Кхана, позволяет предполагать, что Северная Корея является партнером Пекина в передаче ОМУ режимам, враждебным США. Диктатура Северной Кореи не последовала примеру Китая и не открыла свою экономику, сохранив
порядки сталинских времен. В 1999 году Китай принял высокопоставленную северокорейскую делегацию и ознакомил ее с позитивными результатами своей экономической стратегии. Китайский председатель заявил корейцам, что экономическое развитие «абсолютно необходимо», а экономические ресурсы являются основой могущества страны на международной арене (42). Китай начал оказывать своему союзнику дополнительную экономическую и техническую помощь. В 1992 году Ельцин прекратил отношения в сфере безопасности, которые Советский Союз поддерживал с Северной Новый российско-китайский альянс
343 Кореей. В начале президентства Путина, в феврале 2ооо года, министр иностранных дел Игорь Иванов посетил Пхеньян и подписал договор о дружбе, в котором обе стороны обязались не предпринимать «какие-либо шаги или действия... против суверенитета, независимости и территориальной целостности» (43) друг друга. Учитывая, что Россия поддерживала отношения с Южной Кореей, это было интерпретировано как гарантия того, что Россия не будет участвовать в усилиях, направленных на демократическое объединение двух стран по немецкому образцу (44) • В мае 2ооо года «великий лидер» Северной Кореи Ким Чен Ир тайно посетил Китай. В ходе переговоров стороны достигли «важного консенсуса» по многим вопросам, вызывавшим взаимную озабоченность (45)- Весьма вероятно, что Китай совместно с Россией гарантировал продолжение коммунистического правления в Северной Корее и обещал предоставить экономическую и военную помощь для обороноспособности страны. Очевидно, условием этого стало участие Северной Кореи в «мирном процессе» и устранение видимости ядерной или ракетной угрозы США и их союзникам в Азии, особенно Японии и Южной Корее. В начале июня 2ооо года президенты Клинтон и Путин встретились в Москве. По словам Клинтона, Путин согласился, что «существует угроза баллистических ракет, которой необходимо заниматься», однако не разделил мнение США относительно необходимости развертывания даже ограниченной системы национальной противоракетной обороны (46). Сразу после этой встречи Путин отправился в Западную Европу. Выступая против подходов США к созданию противоракетной обороны, он предложил силами России, европейских государств и НАТО совместно построить такую систему в Европе (47)- 14 июня 2ооо года после встречи с Путиным немецкий канцлер Шредер объявил, что Германия создала новое «стратегическое партнерство» с Россией. Путин отметил, что приехал в Германию, так как «эта страна, ее народ и культура занимают особое место в его сердце». В ходе визита российский лидер продолжил попытки убедить членов НАТО выступить
344 ГЛАВА 12
против плана по созданию национальной противоракетной обороны США (48). Путин также обсудил вопросы изменения графика платежей по российскому долгу, 6о % которого приходилось на долю Германии (49). Эти действия России в Европе совпали по времени с приглашением в Пхеньян президента Южной Кореи для начала процесса примирения двух стран. 14 июня 2ооо года, после долгих лет изоляции, оскорблений и угроз внезапного нападения, прошла встреча лидеров Северной и Южной Кореи. Она носила не только сердечный характер, но и привела к соглашению о первых шагах к примирению, включая встречи разделенных семей и обсуждение дальнейших совместных действий (so). Эта встреча в верхах дала надежду многим людям в Южной Корее и демократических странах на начало новой эры. Накануне этой встречи Путин объявил, что посетит Северную Корею в июле гооо года. Его визит стал первой поездкой в Пхеньян советского или российского главы государства. После саммита Северной и Южной Кореи США заявили о снятии экономических санкций против Пхеньяна. 22 июня 2ооо года Северная Корея обещала «прекратить летные испытания ракет дальнего радиуса действия» (51). Несколькими днями позже Северная Корея была принята в Азиатский региональный форум—'организацию, содействующую сотрудничеству и предотвращению конфликтов. Существует ряд признаков того, что действия Северной Кореи были призваны ввести в заблуждение и использовать перспективы «мира и согласия» для достижения своих первоначальных целей. Так как новый подход к Южной Корее и отсрочка ракетных испытаний не привели к отказу США от создания систем противоракетной обороны, высокопоставленный представитель Северной Кореи заявил 12 июля 2ооо года, что «США не имеют права требовать заморозить наш ракетный арсенал», ибо сами разместили «тысячи ракет» (52), которые угрожают Северной Корее. Путину, прибывшему в Пхеньян 19 июля 2ооо года (на следующий день после
встречи с Цзян Цзэминем в Пекине), было обещано, что Северная Корея не Новый российско-китайский альянс
345 будет испытывать баллистические ракеты, если какое-либо государство окажет помощь в запуске ее спутников. Однако несколькими неделями позже сообщалось со ссылкой на северокорейский источник, что это была «шутка». На переговорах с США за несколько дней до визита Путина Северная Корея заявила, что прекратит экспорт ракетных технологий только в том случае, если ей будет ежегодно выплачиваться миллиард долларов в качестве «компенсации за экономические и политические убытки, связанные с таким решением». Американский переговорщик заявил, что Северной Корее не следует выплачивать компенсацию за прекращение деятельности по распространению ядерных технологий просто потому, что она «не должна заниматься такой деятельностью» (53). Через несколько месяцев после корейской встречи в верхах состоялась встреча министров обороны Северной и Южной Кореи, официальная делегация Северной Кореи посетила США, а президент Клинтон согласился посетить Пхеньян. Тем не менее анализ министерства обороны США свидетельствовал, что, несмотря на продолжение переговоров о встречах семей (проходивших на Севере под жестким контролем властей), о «мерах по укреплению доверия» и открытию шоссейного и железнодорожного сообщения между двумя странами, в самой Северной Корее «не было никаких признаков экономических реформ, появления настроенных на реформы лидеров, снижения военной деятельности или ослабления антиамериканской риторики» (54)Показательно, что северокорейский режим не изменил своего отношения к запросам Японии о судьбе своих граждан, в том числе несовершеннолетних девушек, которые были похищены и использовались для языковой подготовки разведчиков. (По существующим оценкам, в Японии было похищено то человек, в Южной Корее—4Оо) (55)- В октябре 2ооо года Северная Корея заявила, что «японским политикам должно быть стыдно за свое преступное прошлое и настоящее, они должны прекратить говорить о якобы имевших место „похищениях". Это—побочный продукт их антикорейской политики» (56). В последующие ме-
346 ГЛАВА 12
сяцы Северная Корея продолжала угрожать военными действиями и делала враждебные заявления в адрес США и других стран, за исключением Китая и России. Сегодня коммунистический режим остается у власти в Северной Корее, он очень близок с Китаем. Как говорят китайцы, они близнецы-братья. Северная Корея содержит миллионную армию, нацеленную на демократическую Южную Корею. Северокорейские ракеты, химическое и биологическое оружие угрожают Японии, Индии, всем друзьям и союзникам США на Ближнем Востоке. Северная Корея разрабатывает баллистические ракеты дальнего действия, которые могут достичь территории США, а в 2003 году призналась, что работает и над созданием ядерного оружия. К сожалению, по мере продолжения переговоров стало ясно, что не только Россия следует в фарватере Китая, но и сам Китай не заинтересован в безъядерном статусе Корейского полуострова, если это способствует сохранению статус-кво в отношениях в сфере безопасности между США и странами Азии и Тихого океана. Если бы Китай и (в меньшей степени) Россия действительно хотели закрыть эти северокорейские программы, они бы использовали все свое влияние и вынудили Северную Корею принять предложения делегаций США, Южной Кореи и Японии. Вместо этого Китай следует своей стратегии, направленной на ликвидацию всех договоренностей США в регионе по вопросам безопасности. Он не озабочен ядерной угрозой, исходящей от Северной Кореи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Северокорейский обман» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»