Положительный баланс Китая в торговле с США продолжал стремительно расти и в 199? году составил 48 миллиардов долларов. И это при том, что США продавали Китаю тысячи скоростных компьютеров, использовавшихся в военной промышленности, а также на миллиарды долларов других высоких технологий, применявшихся в производстве оружия. Результатом встречи на высшем уровне в 1997 году стало соглашение между США и Китаем о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Это подготовило почву для заявления президента Клинтона, которое он сделал в январе 1998 года. Китай «предоставил четкие и ясные гарантии», что он не оказывает помощь каким-либо странам в приобретении ядерного оружия, сказал Клинтон (8). Вместе с тем затребованные конгрессом доклады ЦРУ свидетельствуют о том, что администрация знала о продаже компонентов ядерного оружия Ирану и ряду других стран (9). В феврале 1998 года Клинтон разрешил корпорации «Ло-рал» оказать помощь китайской ракетной программе. Такую помощь Китаю уже оказывали в 1996 году, но нелегально. Решение президента развалило проводившееся ФБР расследование деятельности корпорации. Вскоре после этого шеф «Ло-рал» Бернард Шварц пожертвовал Национальному комитету демократической партии еще 55 тысяч долларов, а Китай объявил о предстоящем запуске пяти спутников корпорации своими ракетами (ю). Для Китая запуск спутников означал многомиллионные поступления в твердой валюте, а для корпорации — сотни миллионов долларов возможной прибыли в предстоящие несколько лет (и). Эти события, а также многочисленные обвинения в прессе подтолкнули конгресс предпринять расследование некоторых аспектов взаимоотношений между Китаем и администрацией Клинтона. 5 марта 1998 года палата представителей начала слушания по вопросу попыток Китая повлиять на американские выборы, в частности на выборы президента в 1996 году (12). Затем в июне 1998 года палата представителей создала специальный комитет, в который вошли представители обеих партий. Под председательством конгрессмена Кристофера Кокса комитет начал изучение проблем национальной безопасности США в свете сотрудничества с Китаем. Главным объектом внимания стали случаи кражи ядерных секретов и современных военных технологий (13). Судя по сообщениям в печати, в первые месяцы 1998 года Китай поставил на вооружение еще шесть новых межконтинентальных баллистических ракет. По оценке ЦРУ, как минимум is ракет из китайского ядерного арсенала были нацелены на города США (14). В марте 1998 года США также стало известно о намерении Китая продать Ирану большое количество обогащенного урана, пригодного для производства ядерного оружия. Это было прямым нарушением обязательств, которые взял на себя Цзян Цзэминь на встрече с Клинтоном в октябре 1997 года (15) Последствия продолжающейся продажи Китаем компонентов и технологий, а также помощи в производстве ядерного оружия были наглядно продемонстрированы в мае 1998 года, когда Индия испытала три ядерных устройства, что стало прелюдией к обладанию ядерным оружием. Индия заявила, что в свете политики, проводимой Китаем и Пакистаном, ей необходимо ядерное оружие и средства его транспортировки. Буквально несколько дней спустя Пакистан также провел ядерные испытания, сделав большой шаг к обладанию ядерным оружием. Отношения Индии и Пакистана, между которыми в прошлом уже трижды вспыхивали войны, были особенно напряжены из-за территориального спора вокруг Кашмира. То, что эти страны обладают ядерным оружием и средствами его доставки, чревато угрозой регионального ядерного конфликта, жертвами которого могут стать десятки миллионов людей. Существовал и риск расширения ядерной войны, если бы Китай решился открыто поддержать Пакистан в его конфронтации с Индией. ^ Китай отверг предложение США увеличить коммерческое и научное сотрудничество в освоении космоса в обмен на отказ прекратить экспорт ракет в Иран, Сирию и другие страны, не участвующие в режиме по контролю за ракетными технологиями (i6). В ходе слушаний в конгрессе относительно политики администрации в отношении Китая бывший директор Центра ЦРУ по нераспространению ядерных вооружений Гордон Охлер заявил сенату: «Китай длительное время является главным участником распространения ОМУ и соответствующих технологий... Более того, лидеры Китая не выполняют данные США обещания. Под прикрытием национального суверенитета они противодействуют любым попыткам США создать механизмы проверки выполнения Китаем двусторонних и международных соглашений» (17). После этого заявления сенатор Джесс Хелмс, председатель сенатского комитета по ме-
ждународным делам, сказал: «Администрация задумала оградить Китай и производителей спутников от американских санкций» (i8), которые следовало ввести, так как Китай продолжает продажу ОМУ. КОМИССИЯ РАМСФЕЛЬДА Через несколько недель после встречи в верхах в Китае в июне 1998 года комиссия по вопросам ракетной угрозы Соединенным Штатам, возглавляемая бывшим министром обороны Дональдом Рамсфельдом (он вновь занял эту должность в январе 2001 года), представила свои выводы конгрессу. Комиссия по вопросам ракетной угрозы, созданная конгрессом в 1997 году, состояла из независимых гражданских экспертов и пользовалась необходимой поддержкой министра обороны, директора ЦРУ и руководства других ведомств, которые обеспечили ее членам доступ к закрытой информации (19). Одной из причин создания этой комиссии стала озабоченность конгресса недооценкой со стороны ЦРУ той угрозы, которую представляли для США баллистические ракеты Китая, Северной Кореи, Ирана и Ирака. Комиссия установила, что Китай продолжает модернизацию ракет дальнего радиуса действия и ядерного оружия, а это «в случае кризиса превратится в реальную угрозу» (2о). Комиссия сделала вывод о том, что Китай также «представляет угрозу для США как активный участник распространения баллистических ракет, оружия массового уничтожения и соответствующих технологий» (21). Относительно северокорейской баллистической ракеты «Тэпо Донг-2» комиссия заявила, что ее «летные испытания могут быть проведены в течение шести месяцев со дня принятия решения» (22). Этот вывод отличался от заключения ЦРУ, согласно которому пройдет несколько лет, прежде чем северные корейцы смогут испытать собственную межконтинентальную баллистическую ракету. Комиссия также пришла к выводу, что «при небольшой полезной нагрузке дальность се-
250 верокорейских межконтинентальных ракет может составить до 6 тысяч миль, тем самым угрожая территории США от Феникса в штате Аризона до Мэдисона в Висконсине» (23). По мнению комиссии, Северная Корея уже разработала и поставила на боевое дежурство баллистические ракеты дальностью до 8оо миль, способные достичь Японии, Южной Кореи и расположенных в этом районе американских военных баз (24). Комиссия также отметила, что ракеты типа «Но Донг» были поставлены на боевое дежурство задолго до того, как правительство США признало этот факт. Существуют доказательства, что правительство Северной Кореи также создало значительную инфраструктуру для использования ракет. Этот факт может рассматриваться как подтверждение их существования в достаточном количестве (25). Учитывая сложности, которые испытывали разведывательные службы США в оценке северокорейской программы производства ракет средней дальности, комиссия заявила, что «у ЦРУ, очевидно, не было достаточных данных и по созданию ракет типа „Тэпо Донг-2". Северная Корея также ведет активную программу по созданию ядерного оружия и, по мнению комиссии, может производить биологическое оружие, включая технологии распыления, а также размещать химическое и биологическое оружие на своих ракетах» (26). Поэтому «Северная Корея представляет серьезную угрозу американским интересам, а также самим США... является основным участником распространения баллистических ракет и связанных с ними технологий, предоставляет персонал и пусковые системы, делится опытом по созданию подземных шахтовых установок с другими странами, политика которых в сфере распространения вызывает серьезную озабоченность (Иран, Пакистан и другие)» (27). Озабоченность, высказанная в докладе комиссии относительно возможностей Северной Кореи по производству межконтинентальных баллистических ракет, оправдалась практически немедленно. В августе 1998 года, к очевидному удивлению правительств США и Японии, Северная Корея произвела пуск ракеты дальностью до 6 тысяч миль, которая пролетела
251 над территорией Японии. Северная Корея заявила, что предприняла попытку вывести на орбиту собственный спутник. США, Япония и Южная Корея приняли серьезные меры по созданию региональной противоракетной системы. Усилилось давление на администрацию Клинтона по вопросу создания национальной противоракетной обороны. Администрация Клинтона не рассчитывала, что «туристический» саммит между США и Китаем в 1998 году будет иметь такое продолжение. Начиная с 1994 года Китай якобы сотрудничал с США, Южной Кореей и Японией, пытавшимися не допустить Северную Корею к обладанию ядерным оружием. Выводы комиссии
указывают, что в действительности Китай оказывал помощь в создании северокорейской ракетной программы, а также использовал эту страну как тайного посредника для передачи китайского оружия массового уничтожения в тех случаях, когда хотел скрыть такие сделки. В 1999 году министр обороны Китая генерал Чи Хаотянь сказал, что Китай и Северная Корея близки; как «братья-близнецы».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расследования в конгрессе» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»