Теперь вы не станете защищать Тайвань. Мы наблюдали за вами в Сомали, Гаити и Боснии — вам не хватило воли. В 1950-х годах вы трижды грозили Китаю ядерными ударами. Вы могли это делать, потому что нам нечем было ответить. Теперь мы можем дать отпор, и вы больше не будете нам угрожать. В конце концов, Лос-Анджелес вам гораздо дороже Тайбея.
Генерал-лейтенант Цион, заместитель начальника Генерального штаба, 1996 Я полагаю, что Китай искренне стремится к открытости и свободе.
Президент Билл Клинтон, Шанхай, июнь 1998 года Деятельность правительства Китая в области прав человека резко ухудшилась. Государственный департамент США. «Доклад о правах человека», 1998 В 2ооо году ситуация с правами человека сильно осложнилась. Имеются многочисленные нарушения религиозных, политических свобод и свободы средств массовой информации. Государственный департамент США. «Доклад о правах человека», 2ооо
В течение восьми лет президентства Клинтона взаимоотношения между Китаем и США были чрезвычайно важны для обеих стран и постоянно находились в центре внимания их руководства. В эти годы объем международной торговли Китая сильно вырос, при этом 40% экспорта приходилось на США. Именно в эти годы оба государства начали приспосабливать свою внешнюю политику к ситуации, сложившейся после развала Советского Союза. Как для США, так и для Китая резко снизился риск, связанный с бывшим Советским Союзом и его преемницей —Россией. В качестве кандидата в президенты Клинтон высказывал свою озабоченность по трем важным проблемам: нарушения прав человека, продажа опыта создания и компонентов ОМУ государствам—спонсорам международного терроризма (Иран, Сирия, Северная Корея) и рост стратегической ядерной мощи Китая. После инаугурации в январе 1993 года Клинтон практически немедленно начал обсуждение этих вопросов с руководством своей партии во главе с сенатором Джорджем Митчеллом и членом палаты представителей Нэнси Пелози. Они настаивали на принятии закона, который бы увязывал возобновление допуска Китая на американский рынок с улучшением ситуации с правами человека и продажей ОМУ. Президент Клинтон убедил демократов, что он добьется этих целей дипломатическими, а не законодательными средствами. Администрация намеревалась выработать четкие условия, которые Китай должен будет выполнить для доступа на американский рынок весной 1994 года (i). 28 мая 1993 года Клинтон подписал президентскую директиву, в которой были перечислены следующие необходимые условия: — соблюдение Китаем положений Всеобщей декларации прав человека (2); —освобождение из тюрем тысяч граждан, осужденных за мирное выражение своего мнения в рамках движения «Стена демократии» в 1978 году и событий на площади Тяньань-мэнь в 1989 году; —выполнение Китаем соглашения, подписанного двумя странами в 1992 году и обязывающего китайскую сторону не использовать труд заключенных при производстве товаров, экспортируемых в США; —предоставление доказательств, что условия содержания миллионов заключенных в тюрьмах и трудовых лагерях улучшились; —защита государством религиозного и культурного наследия Тибета; —согласие Китая на вещание международных радио- и телевизионных станций на его территорию (з). Ясно, что если бы выполнение этих условий действительно стало обязательным для доступа Китая на американский рынок, в стране наступила бы новая политическая эра. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь режим Китая избрал другой путь—путь укрепления политической диктатуры и использования всех возможных средств для сохранения власти коммунистической партии. Китай отказался выполнять условия, выдвинутые президентом Клинтоном, назвав их продолжением американской стратегии «мирной эволюции» и вмешательством в свои внутренние дела. США, как и любая другая страна, не брали на себя обязательств обеспечить безусловный допуск на собственный рынок товаров из других стран. Условия торговли всегда являются предметом взаимных переговоров и соглашений. Президент Клинтон, воспользовавшись суверенным правом США, в 1993 году выдвинул четкие условия для решения вопроса, когда и как товары из Китая могут попасть на американский рынок. Несмотря на то что Пекин ничего не изменил в своей внутренней и внешней политике, с апреля 1993 года администрация Клинтона начала отменять ограничения на торговлю с Китаем, вреденные после трагедии на площади Тяньаньмэнь. Например, Экспортно-импортный банк США получил разрешение кредитовать торговлю с Китаем. В течение лета и осени 1993 года администрация отменила все существующие ограничения. В июле 1993 года президент Клинтон
дал согласие на запуск двух спутников американских корпораций «Моторола» и «Мартин Мариетта» силами Китайской аэрокосмической корпорации, что принесло ей десятки миллионов долларов. Этот шаг стал первым в сотрудничестве в сфере высоких технологий. Документы правительства США свидетельствуют, что одной из причин такого решения было стремление побудить Китай прекратить продажу ракетных технологий (4). Из этого ничего не вышло, так как уже в августе 1993 года Государственный департамент наложил ограниченные экономические санкции на китайские предприятия, продавшие баллистические ракеты Пакистану. Санкции были отменены в 1994 году (s). Эти ракеты и заложенные в них технологии стали через сеть Кхана доступны различным странам, в том числе Северной Корее, Ливии и Ирану. Данная ситуация служит ярким примером эффективности вторичного распространения, усугубляющего результаты прямого сотрудничества Китая с указанными странами. Осенью 1993 года Клинтон заявил руководителям электронной промышленности США, что он хочет «привести регулирование экспортного контроля в соответствие с реалиями мира, сложившегося после окончания „холодной войны"» (6). Электронные и компьютерные компании стремились увеличить свой экспорт в Китай. В декабре 1993 года администрация ослабила ограничения на экспорт компьютеров, что позволило продать Китаю более совершенные модели, производящие до 67 миллионов операций в секунду (7). По сведениям журналистов «New York Times», президент Клинтон был лично заинтересован в ослаблении системы экспортного контроля США (8).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Американо-китайские отношения (1993—2ооо)» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»