При выработке Договора по ПРО на переговорах ОСВ-1 стороны согласились в том, что радиолокационные станции (РЛС) раннего предупреждения о ракетном нападении играют важную роль в деле предотвращения случайного или несанкционированного возникновения ядерной войны. Вместе с тем они признали, что развертываемые крупные РЛС с фазированной антенной решеткой любого предназначения, в том числе и раннего предупреждения о ракетном нападении, могут обладать потенциалом «в плане усиления возможностей ПРО». В целях исключения реализации такой возможности стороны договорились об определенных ограничениях на места строительства и ориентацию таких станций. Крупные РЛС с фазированной решеткой можно размещать только: а) в пределах районов, где Договором по ПРО разрешено иметь ограниченную ПРО (ст. III Договора); б) на согласованных испытательных полигонах (ст. IV Договора); в) на позициях по периферии своей национальной территории при условии ориентации РЛС вовне (ст. VI Договора). Все эти места находятся на собственной территории страны. В любых других районах «крупных РЛС с фазированной решеткой», согласно Договору по ПРО, не должно быть. Эти ограничения не распространялись только на РЛС, предназначенные для слежения за космическими объектами или используемые в качестве национальных технических средств контроля (согласованное заявление «F» к Договору). Все наиболее известные претензии СССР и США друг к другу относятся именно к соблюдению этих положений Договора по ПРО. Начали американцы. В 1983 году они высказали озабоченность тем, что строящаяся в районе Красноярска крупная РЛС с фазированной решеткой «почти наверняка» представляет собой нарушение советской стороной юридических обязательств по Договору по ПРО, поскольку при внешнем сходстве с другими советскими РЛС с фазированной решеткой, являющимися РЛС предупреждения о ракетном нападении, она не расположена «на пози- 383 ции по периферии своей национальной территории» и не сориентирована» «вовне» ее. Если в отношении «периферии» еще можно было бы поспорить, то в отношении ориентации РЛС все было так, как сказали американцы. История строившейся в районе Красноярска РЛС, как это было заведено в Советском Союзе, первоначально была известна весьма узкому кругу лиц руководящего военно-политического звена. Она началась в то время, когда в СССР уже было почти завершено развертывание сети РЛС предупреждения о ракетном нападении с разных направлений. Оставалось только замкнуть ее в северо-восточном секторе. Требовалось построить еще одну РЛС раннего предупреждения. Первоначально планировалось построить ее в районе города Норильска. Однако от этого варианта вскоре отказались ввиду его дороговизны. Решающее слово в пользу принятого варианта было сказано министром обороны Д. Ф. Устиновым и Генеральным штабом. Это были еще 1970-е годы и, по мнению сторонников принятого решения, если здесь и можно было усмотреть нарушение Договора по ПРО, то только что-то вроде «технического» — ведь в предотвращении случайного или несанкционированного возникновения ядерной войны, как считали в Генштабе, были заинтересованы обе стороны. (Они не предвидели ситуации, когда США после принятия программы СОИ перестанут быть заинтересованными в том, чтобы СССР имел эффективную систему раннего предупреждения о ракетном нападении.) Однако в связи с тем, что на РЛС возлагались также функции слежения за космическими объектами, ей было присвоено наименование радиолокационного узла контроля за космическим пространством. Когда американцы впервые высказали свою озабоченность в отношении предназначения красноярской РЛС, Москве стало ясно, что в условиях обострившегося советско-американского противоборства ни на какую полюбовную договоренность в отношении того, что для красноярской РЛС будет согласовано право работать в режиме раннего предупреждения, рассчитывать не приходится. Поэтому на первом же заседании межведомственной экспертной группы под председательством Маршала Советского Союза С. Ф. Ахромеева, собравшейся в Генштабе для рассмотрения американской претензии, было высказано и доложено руководству страной такое предложение: достро- 384 ить красноярскую РЛС как РЛС контроля космического пространства, сделав доработки, при которых станция могла бы излучать только в верхнюю часть сектора обзора. С этого момента красноярская РЛС больше не рассматривалась как станция предупреждения о ракетном нападении. И во всех дебатах с американской стороной называлась как РЛС контроля за космическим пространством. Однако защитить станцию в таком ее качестве перед американцами было нелегко. Доводы о том, что, когда станция начнет работать на излучение, американская сторона с помощью национальных технических средств контроля сможет убедиться в том, что характеристики ее излучения, в том числе и работа в верхней части сектора обзора, -не позволят ей выполнять функции раннего предупреждения, на американцев не действовали. Они видели, что строится РЛС, которая по внешнему виду практически не отличается от других советских РЛС предупреждения, особенно от печорской, и это давало им хорошую, причем весьма доходчивую для мировой общественности, возможность обвинять Советский Союз в нарушении принятых согласно Договору по ПРО обязательств. Однажды появившись на страницах прессы и на экранах телевизоров, эта тема больше не закрывалась. И хотя, как это будет показано ниже, у советской стороны были большие основания обвинять США в нарушениях Договора по ПРО, все эти основания заслонялись гигантской антенной красноярской РЛС. Проблема красноярской РЛС обсуждалась и в Постоянной консультативной комиссии, и во время встреч министров иностранных дел сторон, и на высшем уровне, и даже на переговорах по ЯКВ в Женеве — приемлемого решения не находилось. Да и казавшаяся возможной модификация первоначального проекта в целях исключения функции предупреждения о ракетном нападении оказалась не такой простой. Поэтому советское правительство решило: либо переориентировать РЛС для нужд Академии наук СССР, либо создать на ее основе международный центр космических исследований. Все это по разным причинам не получилось. Станция так и не была достроена. Факта нарушения Договора по ПРО не состоялось. По-иному обстояло дело с американскими нарушениями. В апреле 1985 года советская сторона в ПКК заявила, 385 что национальные технические средства СССР отметили в районе местечка Туле (Гренландия) строительство новой крупной РЛС с антенной в виде фазированной решетки. Станция строилась в районе расположения американских РЛС системы «БИМЬЮЗ», имевших параболические антенны. И если бы новая РЛС также имела параболическую антенну, то вопроса не возникло бы. Но строилась именно «крупная РЛС с фазированной решеткой», и район ее строительства никак нельзя было идентифицировать ни с одним из типов районов, в которых Договором по ПРО разрешается развертывание таких РЛС (см. начало раздела главы). Обязательства сторон на этот счет стали действовать с момента вступления в силу Договора по ПРО, то есть с 3 октября 1972 года. США начали строительство названной РЛС в Туле тогда, когда Договор уже действовал. Пытаясь оправдаться, американцы говорили, что в Гренландии осуществляется не «развертывание» новой РЛС, а модернизация старых радаров поста «БИМЬЮЗ», которая, дескать, Договором разрешается. Однако такое объяснение для специалистов звучало странновато. Дело не в том, как американская сторона желала бы назвать развертывание РЛС в Туле, а в том, что в Договоре специально выработаны положения о «крупных РЛС с фазированной решеткой», согласно которым такие РЛС не могут быть развернуты нигде, кроме как в разрешенных районах. Местечко Туле не является разрешенным районом строительства ПРО, не имеет отношения к испытательному полигону, и не находится на периферии национальной территории США — Гренландия принадлежит Дании. По всем признакам РЛС строилась как станция раннего предупреждения, и это американцы не отрицали. Поэтому советская сторона предупреждала, что в случае завершения Соединенными Штатами строительства (развертывания) РЛС они нарушат Договор по ПРО. Начало работы РЛС в 1986 году означало свершившийся факт нарушения Соединенными Штатами Договора по ПРО. Практически одновременно с заявлением по поводу строительства РЛС в Гренландии, советская сторона высказала свою озабоченность и в отношении начатого американской стороной строительства такой же «крупной РЛС с фазированной решеткой» в Файлингдейлз-Мур (графство Йоркшир, Англия). Повторять, почему это строительство вело к нарушению Договора по ПРО, нет 386 необходимости. Разрешив строительство американской крупной РЛС с фазированной решеткой на своей территории, Великобритания вслед за Данией стала пособницей США в деле подрыва одного из важнейших документов современности. Разговор о радиолокационных станциях, вызвавших озабоченность сторон, был бы не полным без еще одного нарушения США в этой области. Уже после завершения строительства крупной РЛС с фазированной решеткой в Гренландии, США в 1986—1987 годах построили еще одну РЛС, на этот раз практически у границы с СССР, в районе ранее существовавшего радиолокационного поста в местечке Вардё (Норвегия). Станция смонтирована под полусферическим колпаком диаметром 21 м. По характеру излучения она может быть отнесена к числу современных РЛС с фазированной решеткой. Зона обзора РЛС в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов и обеспечивает возможность контроля за районами, расположенными в акватории Баренцева моря и бассейнах рек Северная Двина и Печора. Список взаимных претензий сторон по поводу соблюдения Договора по ПРО не кончается крупными РЛС с фазированной решеткой. Но их перечисление не добавит ничего нового к сказанному выше.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРАСНОЯРСК - ТУЛЕ - ФАЙЛИНГДЕЙЛЗ-МУР - ВАРДЁ» з дисципліни «Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство»