ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство

НАТО — ФОРПОСТ США
Победа Трумэна на президентских выборах 1948 года обеспечила преемственность американской внешней политики, основанной на доктрине, носящей имя президен-
62
та. Причем, если в период 1945—1948 годов Соединенные Штаты как бы осваивались в послевоенном мире, то после второго пришествия Трумэна в Белый дом они приступили к непосредственной реализации идеи «управлять миром так, как им нужно управлять».
Однако, как оказалось, провозгласить цель было легче, чем ее осуществить. Даже в условиях монополии на атомное оружие и при крупном превосходстве в военно-воздушных и военно-морских силах решающего военного превосходства над Советским Союзом у США не было. Обладая монополией на ядерное оружие и не опасаясь ответного возмездия по территории США, можно было, конечно, «наказать Советы», но, для того чтобы поставить их на колени, сил явно не хватало. Вот если бы удалось объединить усилия с Западной Европой!
Следуя «доктрине Трумэна», специально назначенный координационный комитет, сформированный из представителей государственного департамента, военного и военно-морского министерств, в конце апреля 1947 года подготовил доклад, в котором с учетом недавнего выступления президента в Конгрессе были вновь сформулированы американские интересы. В докладе появилась примечательная фраза: «Важно, чтобы в дружественных нам руках находились регионы, в которых имеются месторождения металлов, нефти и других ресурсов, регионы, которые сами представляют собой стратегическую ценность, имеют значительный промышленный потенциал, значительные людские ресурсы и организованные вооруженные силы, а также регионы, которые в силу политических и психологических причин позволили бы США оказывать большее влияние на мировую стабильность и безопасность» (23).
Западная Европа не относилась к регионам с крупными запасами стратегического сырья и других ресурсов, но присутствие там крупного контингента американских войск, близость к жизненно важным центрам СССР и все остальное прямо указывало, что именно ее подразумевала комиссия, формулируя суть американских интересов за рубежом. Рассматривая Западную Европу с этой точки зрения, в Вашингтоне пришли к выводу о необходимости создания единого блока США и западноевропейских государств, нацеленного на Советский Союз и дружественные ему страны Восточной Европы. Важнейшим звеном этого блока должна была стать Западная Германия. Прав-
63
да, такого государства пока еще не было, были лишь три западных зоны оккупации. Но при желании это препятствие можно было преодолеть. Такое развитие событий было выгодно США и по другой причине — оно позволяли сохранить, а может быть, и усилить сложившуюся после войны зависимость от Америки государств Западной Европы, включая и Западную Германию. Она-то и представляла для США главную «стратегическую ценность».
Идея создания единого блока США и государств Западной Европы была проработана в американском Комитете начальников штабов, который воспринял ее с воодушевлением, но в то же время и с оговоркой — в новом союзе должно быть единое военное командование, причем обязательно во главе с американским генералом. Только в этом случае граница между западной и восточной частями Германии действительно стала бы американской.
Затем эта идея осторожно стала внедряться в сознание западноевропейской общественности. Такая осторожность была оправданной — прошло еще очень мало времени после окончания Второй мировой войны, в которой многие из западных стран были оккупированы Германией, а СССР выступал в роли освободителя.
В конце концов Западная Европа пошла на поводу у Вашингтона, и будущие союзники начали маневрировать. Во-первых, надо было как-то отбиться от советских предложений об объединении Германии и ее демилитаризации. Согласие с Советами исключило бы возможность ее участия в планируемом военно-политическом блоке. Поэтому на прошедших в апреле 1947 года в Москве переговорах министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции стороны «не пришли к согласию» о мирном договоре с Германией. А чтобы вообще исключить такую возможность, США и Англия вскоре из двух зон оккупации Германии создали объединенную зону — «Бизонию», положившую начало расколу Европы. На фоне начавшейся «холодной войны» этот акт и последующие открытые высказывания в пользу «объединения Запада» воспринимались уже без удивления.
Нельзя сказать, что идея нового военно-политического пакта была встречена в США с единодушным одобрением. Были и противники, и сомневающиеся. Одни опасались того, что создание и содержание Дополнительных войск и военной техники в Европе неизбежно приведет к
64
крупному повышению военных расходов, другие опасались возрождения через союз былой военной мощи Германии, третьи говорили о нежелательности закрепления раскола Европы, и т. д. Спор прекратился после того, как в июне 1948 года сенат США, покоренный красноречием сенатора-республиканца А. Вандерберга, подавляющим большинством принял резолюцию, поощряющую «прогрессирующее развитие региональных и других коллективных соглашений», нацеленных на укрепление военной мощи Соединенных Штатов. Одним из главных доводов в пользу принятого решения явилось то, что созданный с участием США Североатлантический союз станет форпостом американских вооруженных сил в противостоянии с Советским Союзом, что позволит уменьшить риск распространения возможного военного конфликта на территорию Соединенных Штатов.
Получив одобрение сената, Вашингтон начал интенсивные консультации с участниками так называемого Западного союза, созданного в 1948 году Францией, Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в соответствии с Договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне («Брюссельский пакт»). Одним из важнейших положений пакта было обязательство подписавших его государств оказывать друг другу военную и другую помощь в случае вооруженного нападения на них автоматически, без каких-либо предварительных консультаций или специальных обращений. Договоренность изображалась как направленная против возрождения германского милитаризма.
Американцы, используя созданный ими жупел «советской военной угрозы», предложили расширить Западный союз путем включения в него Соединенных Штатов и Канады и одновременно придать ему антисоветскую направленность. Уже включившаяся в холодную войну Западная Европа, с опаской посматривавшая на Восток, не заставила себя долго уговаривать.
4 апреля 1949 года собравшиеся в Вашингтоне представители 10 западноевропейских государств, плюс США и Канады, подписали Североатлантический договор, положивший начало Организации Североатлантического договора («North Atlantic Treaty Organisation») — НАТО. Это событие, включающее создание в рамках блока военной организации, нацеленной на СССР и дружественные ему страны Восточной Европы, стало одним из самых негатив-
65
ных проявлений холодной войны. В числе государств, подписавших Североатлантический договор в Вашингтоне, были: США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия. Позднее в НАТО были приняты: в 1952 году— Турция и Греция, в 1955 году— Западная Германия, в 1982 году — Испания.
Москва среагировала с опережением. В Меморандуме правительства Советского Союза от 31 марта 1949 года подчеркивалось, что никакие заявления об «оборонительном» назначении Североатлантического договора, никакие ссылки на Устав ООН не смогут замаскировать цели Договора, не имеющие ничего общего ни с задачами самообороны его участников, ни с действительным признанием целей и принципов Организации Объединенных Наций.
Вашингтон сделал крупный шаг к достижению своей цели. Теперь в общей упряжке, развернутой на Восток, вместе с Соединенными Штатами оказались десять западноевропейских государств и Канада. Огорчало только одно: в новом блоке не хватало ключевого звена — Западной Германии. Хотя шел уже 1949 год, мир еще не вполне остыл после Второй мировой войны, помнил и те решения, которые державы антигитлеровской коалиции приняли в отношении поверженной Германии в Потсдаме1.
Если следовать этим решениям, то для Германии дорога в военную организацию НАТО была закрыта. Это понимали и западные державы, поэтому ими был выбран обходной, многоэтапный путь:
1 Решения были направлены на демилитаризацию, денацификацию и демократическое переустройство Германии. Потсдамская конференция провозгласила одной из основных целей оккупации «полное разоружение и демилитаризацию Германии и ликвидацию всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней...» В третьем разделе Потсдамского соглашения записано: «... все сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы Германии со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержки военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены с тем, чтобы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма». Позднее к потсдамским решениям присоединилась и Франция.
66
7 сентября 1949 года на основе зон оккупации западных держав было провозглашено создание Федеративной Республики Германии (ФРГ);
13 июля 1950 года ФРГ была принята в члены Европейского совета — главного политического органа Европейских сообществ;
24 октября 1950 года премьер-министр Франции Р. Плевен предложил учредить «европейский комитет министров обороны» с участием ФРГ;
10—15 сентября 1951 года на совещании министров иностранных дел США, Великобритании и Франции в Вашингтоне обсуждалась идея создания Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ;
15—20 сентября 1951 года VII сессия Совета НАТО в Оттаве одобрила план создания Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ;
27 января 1952 года на переговорах в Париже при обсуждении вопроса о создании Европейского оборонительного сообщества ФРГ впервые поставила вопрос о приеме ее в НАТО;
27 мая 1952 года в Париже министры иностранных дел Франции, Италии, ФРГ, Бельгии, Голландии и Люксембурга подписали Парижский договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС).
Поскольку ратификация Парижского договора столкнулась с оппозицией в парламентах некоторых стран, подписавших его, 3 октября 1954 года совещание министров иностранных дел США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, ФРГ, Бельгии, Голландии и Люксембурга приняло обходное решение о приглашении ФРГ присоединиться пока к «Брюссельскому пакту». Критику, последовавшую со стороны Советского Союза, Западные государства игнорировали. Об этом свидетельствует состоявшееся 19 октября 1954 года в Париже продолжение совещания девяти западных держав. Вновь собравшиеся после консультаций со своими столицами министры заключили многостороннее соглашение об окончании оккупационного режима в ФРГ и вступлении ее в НАТО.
Наконец, на XVI сессии Совета НАТО, состоявшейся в Париже 8—9 мая 1955 года, как бы в память о десятилетии Победы, западные державы, игнорируя принятые в 1945 году в Потсдаме обязательства, дали добро на вступление ФРГ в НАТО. Единственным напоминанием о Пот-
67
сдаме стал протокол, в котором были определены некоторые ограничения для вооруженных сил ФРГ. Однако, как и предполагалось, со временем объем этих ограничений становился все меньшим.
В официальных заявлениях руководители США и других стран НАТО постоянно подчеркивали миролюбивый, оборонительный характер Североатлантического союза и называли его фактором мира. При этом, естественно, выдвигалось обвинения против СССР и дружественных ему стран Восточной Европы. В свою очередь, с Востока следовала ответная критика и разоблачения «агрессивной направленности» политики США и НАТО.
Эти взаимные обвинения высказывались не только через средства массовой информации, но и в ходе официальных встреч, в том числе на высшем уровне. Так было и на совещании глав государств и правительств СССР, США, Англии и Франции, состоявшемся в 1955 году в Женеве. В нем приняли участие делегации, возглавляемые Н. С. Хрущевым, Д. Эйзенхауэром, А. Иденом и Э. Фором. В ходе дискуссий западные участники, естественно, говорили, что создание НАТО преследует исключительно оборонительные цели. Их восточные оппоненты, естественно, сомневались. Наконец, устав от дискуссий, Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин заявил, что если Североатлантический союз, как говорят собеседники, действительно создан для службы делу мира, то Советский Союз готов вступить в него. По воспоминанию присутствовавшего на встрече А. А. Громыко, заявление Булганина произвело ошеломляющее впечатление. Немая сцена затянулась на несколько минут. Никто из западных собеседников не нашел, что сказать в ответ. Лишь в конце заседания, когда уже все готовились разойтись, Эйзенхауэр заметил, что советское заявление «будет тщательно обдумано». Но ответа на заявление так и не последовало — он был ясен без слов.
Советскому Союзу и дружественным ему странам Восточной Европы ничего не оставалось, как ответить созданием собственного военно-политического союза. 14 мая 1955 года, то есть спустя всего несколько дней после приема ФРГ в НАТО, собравшиеся в Варшаве руководители социалистических государств Европы подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, получивший официальное название «Варшавский Договор».
68
Создав блок НАТО, Соединенные Штаты создали угрозу на самом стратегически важном для Советского Союза направлении. Оставалось вооружить противостоящую СССР группировку ядерным оружием. Как уже упоминалось, первое американское ядерное оружие появилось в Европе еще в 1948 году, когда воспользовавшись, как поводом, берлинским кризисом в Англию было перебазировано тридцать американских бомбардировщиков Б-29 с ядерными бомбами. Теперь было достигнуто соглашение об американском «ядерном зонтике» для стран НАТО.
Что же это был за «зонтик»? Хотя американские планы ведения войны с Советским Союзом имели весьма высокий гриф секретности, в 1948—1949 годах у военно-политического руководства США, видимо, сложилось мнение о необходимости приоткрыть их содержание для широкой публики. Это было сделано из практических соображений. Была потребность начать подготовку населения к возможному началу атомной войны против Советского Союза, а заодно и припугнуть Советы. В журналах и газетах («Форчун», «Нью-Йорк таймс» и др.) был опубликован целый ряд статей, посвященных идее исключительности США, их колоссальной военной мощи, ядерной монополии. Рисовалось в оптимистических тонах возможное развитие военных действий против России.
Правда, утечка давалась весьма дозированно. Даже в пылу ура-патриотизма в прессу не проскользнул такой, например, тезис военно-стратегического плана 1948 года, условно названного «Чариотир»: «...применить оружие массового уничтожения как можно быстрее в масштабах, необходимых для подавления советских возможностей к сопротивлению, не обращая внимания на непостижимые последствия эффекта применения этого оружия» (24). На «зонтик» это не очень похоже.
Вряд ли в Вашингтоне не знали о характере «непостижимых последствий». Применив в соответствующих «масштабах» ядерное оружие, США добились бы «непостижимых последствий» не только для Советского Союза. Они задели бы и Западную Европу, и не только Европу. Правда, США находились далеко за океаном, и была надежда, что для них последствия были бы не такими чудовищными. Что касается Европы, то ее можно было защищать «до последнего европейца».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАТО — ФОРПОСТ США» з дисципліни «Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Магнитная гора
Аудиторський висновок та його види
Звіт про прибутки та збитки
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ


Категорія: Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство | Додав: koljan (31.05.2013)
Переглядів: 617 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП