Защита и продвижение экономических интересов являются важнейшими компонентами внешнеполитического курса в обеспечении национальных интересов любого государства. В первую очередь, это относится к крупным странам с наиболее развитыми и интегрированными в мировой рынок экономиками. Не секрет, что именно экономические факторы оказывают наиболее серьезное влияние на формирование внешнеполитической стратегии. Она, как правило, нацелена на поиск новых и расширение уже имеющихся рынков для национального производства, обеспечение его энергетическими ресурсами и сырьем, расширение сфер инвестиций при одновременном привлечении зарубежных инвесторов. Набор этих задач, точно также как и их приоритетность, варьируются в зависимости от конкретных экономических условий каждой страны. Для России, чья экономика находится в стадии трансформации в рыночную, экономическая дипломатия приобретает особое значение и включает в себя решение следующих задач: — сведение к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны; — формирование справедливой международной торговой системы при полноправном участии РФ в международных экономических организациях; — расширение отечественного экспорта и рационализация импорта в страну, содействие российскому предпринимательству за рубежом, противодействие дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечение соблюдения отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций; — содействие привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики; — сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом; — обслуживание российского внешнего долга в соответствии с реальными возможностями страны, максимальный возврат средств в счет кредитов иностранным государствам; — формирование комплексной системы российского законодательства и международной договорно-правовой базы в экономической сфере. В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации ключевая роль во внешнеполитическом обеспечении экономических интересов России принадлежит российскому Министерству иностранных дел и его дипломатическим представительствам за рубежом. МИД является координатором международной деятельности всех российских федеральных министерств и ведомств, поэтому вопрос внешнеэкономической работы лежит прежде всего в его компетенции. Весь блок экономической проблематики в Центральном аппарате Министерства иностранных дел курирует заместитель министра по экономике. В его распоряжении находится ряд подразделений: — Департамент экономического сотрудничества (ДЭС). Департамент отслеживает основные тенденции развития валютно-финансовой системы, поддерживает связи с международными организациями (МВФ, МБРР, АТЭС, ОЭСР); — Департамент международных организаций (ДМО) отвечает за формирование наших позиций и осуществление контактов с социально-экономическим блоком системы ООН; — Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС) координирует наше взаимодействие с ЕС; — Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ) реализует экономическую интеграцию Содружества; — Департамент по связям с субъектами Федерации осуществляет содействие МИД внешнеэкономическим связям регионов. Кроме того, все региональные департаменты ведут экономическую работу по конкретным двусторонним направлениям. При замещении должностей экономического профиля во всех вышеназванных подразделениях Департамент кадров отдает предпочтение специалистам, имеющим специальное экономическое образование. Поощряется повышение их профессионального потенциала в этой области знаний. Для этого указанные сотрудники направляются на месячные курсы повышения квалификации в Дипломатическую академию, приветствуется защита ими диссертаций по экономическим наукам с присвоением ученых степеней. Ставится задача, чтобы соискатели на вакантные должности в департаментах с экономической направленностью, и прежде всего в ДЭС, имели опыт реальной экономической работы, в т.ч. и в других федеральных ведомствах и учреждениях. Однако на деле такие установки осуществляются непросто, с большим трудом. Пока не найдены оптимальные формы привлечения на работу в МИД специалистов, отвечающих перечисленным выше требованиям. Продемонстрируем вышесказанное на опыте Департамента Северной Америки. В структуре департамента предусмотрена должность заместителя директора, курирующего экономические вопросы. Это дипломатический служащий, занимающий главную должность дипломатической службы, имеющий достаточный опыт практической работы в экономических структурах посольств США или Канады, прошедший школу руководителя загранучреждения. Имеется в департаменте и специальный Отдел экономического сотрудничества, в котором заняты сотрудники с экономическим образованием и специализирующиеся на вопросах двусторонней торговли. Они обеспечивают сотрудничество и координацию деятельности с аналогичными подразделениями Минэкономразвития и торговли России, посольствами США и Канады. Не говоря уже о взаимодействии с объединениями российских деловых кругов, прежде всего Российским союзом промышленников и предпринимателей и Российско-американским советом делового сотрудничества. Такая структура и достаточно квалифицированный кадровый состав позволяют добиться того, чтобы каждое решение, каждая рекомендация департамента были грамотными, помогали защищать интересы российских экспортеров, более предметно учитывать эти интересы в переговорах с партнерами стран Северной Америки. Координация внешнеэкономической деятельности российского государства, создание благоприятной атмосферы для российского бизнеса за рубежом, рекомендации по подбору партнеров и т.д. — функция для Министерства иностранных дел России достаточно новая, хотя в мире уже давно сложилась практика, когда именно внешнеполитическое ведомство берет на себя активную роль по продвижению экономических интересов конкретных национальных компаний. Для реализации этих задач на базе МИД России создана служба внешнеэкономической информации (ранее эти функции выполнял научно-исследовательский конъюнктурный институт — НИКИ — при Министерстве внешней торговли), призванная обеспечить российский бизнес всеобъемлющей информацией экономического характера. Банк данных этой службы постоянно пополняется и обновляется за счет информационных потоков, поступающих из российских загранпредставительств — уникального органа по сбору информации за рубежом. Формирование такого банка данных происходит по запросам Центра в случае возникновения здесь ситуаций, требующих специальной информации из конкретных посольств, а также по инициативе самих загранпредставительств, когда они получают сведения, которые, по их мнению, будут непременно востребованы отечественным бизнесом. Экономическая деятельность МИД также заключается в инициативной разработке концепций и программ развития взаимодействия с различными регионами мира и региональными международными форумами и организациями. Таковыми являются Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), Стратегия по Каспию, концепции сотрудничества России с АТЭС и ЧЭС, многосторонние соглашения о взаимоотношениях с Андским Сообществом, Меркосуром и др. Развивается диалог по линии «МИД — российский бизнес». Установлены регулярные контакты министерства с Координационным советом отечественных товаропроизводителей, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями производителей изделий черной металлургии, нефти, минеральных удобрений, грузоперевозчиков, рыбопромысловиков и т.д. Им предоставляется целевая зарубежная информация, возможность выхода на контакты с аналогичными зарубежными структурами. Успешно функционируют в качестве формы совместного продвижения российских интересов за рубежом «деловые советы» российских компаний, работающих на определенных региональных рынках (АТЭС, ЕС, США, АСЕАН, Латинская Америка и др.). Часть из них организационно базируется на аппарате МИД, часть подключена к межправительственным комиссиям. Так, например, Деловой клуб АТЭС командирует своих представителей на мероприятия, приуроченные к саммитам этого форума. Круглый стол бизнеса Россия—ЕС действует на правах рабочего органа сотрудничества России с Евросоюзом. Российско-американский совет делового сотрудничества, объединяющий отечественные государственные и частные предприятия, заинтересованные в освоении американского рынка, имеет консультативный статус при Правительстве РФ. Одновременно Совет тесно сотрудничает с МИД России и другими федеральными ведомствами, обеспечивая их содействие российским проектам в США, продвигаемым деловыми кругами нашей страны. В аналогичном ключе организована совместная работа МИД и отечественного бизнеса на асеановском и латиноамериканском направлениях. В соответствии с экономическими задачами Министерства иностранных дел строят свою работу и все дипломатические представительства России за границей: посольства, консульства, торгпредства, миссии. В частности, в функции посольства согласно Положению о Посольстве Российской Федерации входит: а) обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в торгово-экономической области; б) оказание содействия представителям российского бизнеса в установлении контактов в министерствах, ведомствах, учреждениях и с деловыми кругами страны пребывания; в) сбор информации об экономике, состоянии финансовой системы, законодательстве, торгово-экономических связях, конъюнктуре внутреннего рынка страны пребывания и т.д.; г) ориентация российского бизнеса в отношении потенциальных партнеров, выгодного вложения отечественного капитала и др. Один из важнейших способов налаживания связей с ними — обеспечение их информацией о российских предприятиях, инвестиционном климате и экономической системе в целом в нашей стране. Каждое посольство в силу своих реальных возможностей решает перечисленные задачи. Основополагающей предпосылкой развития торговли и становления экономического сотрудничества страны является формирование договорно-правовой базы и, прежде всего, заключение двух главных соглашений, стимулирующих партнеров на долгосрочную перспективу: об избежании двойного налогообложения и взаимной защите инвестиций. В задачу посольств входит поддержание регулярных контактов с такими ведомствами, (прежде всего с министерствами экономики, торговли, финансов, энергетики), которые имеют аналоги в Российской Федерации. В крупных странах указанные российские федеральные ведомства имеют в составе соответствующих российских посольств своих специальных представителей. Совместно с государственными учреждениями, а также предпринимательскими структурами, например, Торгово-промышленной палатой, загранпредставительства России организуют специализированные деловые форумы, семинары, конференции и даже выставки, которые содействуют расширению двусторонних экономических связей. Тематика таких мероприятий самая разнообразная: от достаточно общей, как, например, «Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации», до узкоспециализированной, такой как «Опыт применения соглашения о разделе продукции на Сахалинских нефтяных месторождениях». На загранпредставительство при их организации возлагается миссия оказания содействия в подборе состава участников мероприятия и решения организационных вопросов. Материально-финансовой и непосредственно коммерческой стороной подобного рода мероприятий сотрудники загранпредставительства не занимаются. Значительно увеличатся возможности наших посольств в иностранных государствах по мере преобразования торговых представительств России, утративших свое значение в условиях рыночной экономики, в торгово-экономические отделы посольств . Их сотрудники по распоряжению Посла могут осуществлять «дипломатическое сопровождение» и лоббирование конкретных проектов и сделок, проводимых отдельными российскими компаниями. Главное, чтобы это сопровождение осуществлялось в формах, совместимых с положениями Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях. Причем в их деятельности недопустима преимущественная защита интересов какого-то одного отечественного предприятия в ущерб другим. Торгово-экономические отделы посольств обеспечивают работу межправительственных комиссий по двустороннему сотрудничеству, вырабатывают рекомендации о целесообразности их проведения и наполнении повестки дня. Возглавляет отдел советник посольства, руководит и контролирует его деятельность посол. Показателен в этом смысле опыт работы Посольства Российской Федерации в Вашингтоне. В тесном взаимодействии с Тогрпредством РФ экономическая группа Посольства, которую возглавляет старший советник в ранге чрезвычайного и полномочного посланника II-го класса, установила тесные контакты с ведомствами США, контролирующими вопросы доступа на американский рынок. Благодаря настойчивости Посольства, США заявили о своей готовности поддержать представление России статуса страны с рыночной экономикой, что автоматически снимает целый ряд препятствий для российской экспортной продукции. Специалистами Посольства большая работа проводится по отмене, так называемых, антидемпинговых мер в отношении российской стали, титана и другой продукции. Установлены тесные связи Посольства с объединениями российского бизнеса, в том числе и с Союзом экспортеров металлургической продукции, Союзом страховщиков, Ассоциацией российских банков и др. Показательна помощь посольства в обеспечении получения Тюменской нефтяной кампанией кредита Экспортно-импортного банка США. В структуре посольств ведущих развитых государств, таких как Великобритания, США, Франция, Япония также существует торгово-экономический отдел со схожими функциями, нацеленными в соответствии с традициями и сложившейся практикой на защиту интересов «национальных торговцев». Он, как правило, комплектуется из сотрудников внешнеполитического ведомства и министерства торговли. В тех странах, где это имеет смысл, в штатное расписание посольств вводятся должности советников-посланников по экономическим вопросам. Глобализация мировой экономики выдвигает перед российской экономической дипломатией и дипломатической службой новые задачи, требует их активизации на всех направлениях международного экономического как сотрудничества, так и конкурентного противостояния. Нельзя не учитывать и снижение роли двусторонних торгово-экономических связей. Соответственно увеличивается значение универсального и регионального факторов. В области торговли государства руководствуются нормами и правилами, зафиксированными во Всемирной торговой организации (ВТО), при урегулировании долгов — Парижского клуба, а в Европейском союзе (ЕС) торгово-политические полномочия стран-членов делегированы наднациональным органам. В условиях такого рода глобализации главным направлением российской экономической дипломатии становится участие в международных организациях универсального и регионального характера, резкое повышение удельного веса и практической значимости постоянных представительств Российской Федерации при этих структурах. Определяющее значение для всей экономической политики России будет иметь, несомненно, вступление нашей страны во Всемирную Торговую Организацию. С высокой долей вероятности можно предположить, что российское представительство при ВТО станет одним из главных отечественных дипломатических представительств, работающих на экономическом направлении. Расширятся функции и объемы работ наших постпредств при СНГ и ЕС, а также при ООН — главных точках, где формулируются и отстаиваются позиции России на международной арене практически по всему перечню социально-экономических проблем. Еще один приоритет МИД России и его загранпредставительств на экономическом направлении в новых условиях — содействие российскому экспорту, закрепление его позиций на традиционных рынках и освоение новых. При этом усилия дипломатии концентрируются на продвижении готовой продукции: речь, прежде всего, идет об энергетике, точном машиностроении, высоких технологиях, телекоммуникациях, авиатехнической промышленности. При этом предметом особого внимания продолжает оставаться военно-техническое сотрудничество и государственное лоббирование экспорта российского вооружения. Кроме того, дипломатические усилия внешнеполитического ведомства Российской Федерации направлены на устранение протекционистских барьеров, препятствующих отечественным товаропроизводителям. Наиболее яркий пример антипротекционистской деятельности российской экономической дипломатии — координация действий по ликвидации ограничений в США для российских производителей металла. Таким образом, работа дипломатии России на экономическом направлении приобретает новый смысл и организацию. Оптимизация этой работы носит долгосрочный характер. Здесь имеется еще много проблем и нерешенных вопросов, но уже четко просматривается главная обнадеживающая тенденция: отечественный бизнес все больше доверяет российской официальной дипломатии, обнаруживает намерение все более активного участия в межправительственных и правительственных комиссиях по отдельным проблемам международных экономических отношений (энергетической, сырьевой, присоединение к ВТО), а власть поощряет такое участие. Центр тяжести переносится с двусторонних структур на межведомственные и правительственные комиссии по конкретным многосторонним направлениям взаимодействия (по отношениям с СНГ, ОЭСР, АТЭС, ВТО, ЕС и т.д., и т.п.), что выводит на оптимальное соотношение двусторонней и многосторонней экономической дипломатии. Соответствующим образом модифицируется работа российских дипломатических представительств. При подборе кадров для их формирования соблюдается принцип сочетания дипломатов с профессиональной страноведческой подготовкой и специалистов по мировой экономике. Именно так выстраивает свою дипломатическую линию МИД России при реализации внешнеэкономической политики в рамках его компетенции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономическая дипломатия» з дисципліни «Дипломатична служба»