Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Важным элементом управления прохождением дипломатической службы является работа с резервом — специально сформированной на основе установленных критериев группой перспективных работников, обладающих необходимыми для должностного выдвижения профессионально-деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на ранее занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения более высоких должностей. Резерв, процедура его формирования и работа с его представителями является важной составной частью управления персоналом и планирования карьеры служащих. Статус и главные задачи резерва сформулированы в соответствующих статьях федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 26), указов Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы Российской Федерации» от 6 сентября 1995 г. № 900 и «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих от 7 февраля 1995 г. № 103, «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983, постановления Правительства Российской Федерации «О Межведомственной комиссии по профессиональной подготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 1 февраля 2001 г. № 78, «Положения о кадровом резерве МИДа России», введенного приказом по министерству от 4 августа 1998 г. № 9140 и «Положения о ротации дипломатических служащих», введенного приказом по министерству от 6 июля 1994 г. № 3521, «Примерного положения о порядке формирования и подготовки федерального резерва кадров государственных служащих», разработанного (по заказу Минтруда России) Научно-методическим центром государственной службы Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации , других нормативно-правовых актов. Тем самым государство юридически определило место и роль резерва в системе прохождения государственной службы, основные требования к его формированию. Сформулировало и цель кадрового резерва: своевременно выявлять и целенаправленно готовить специалистов для замещения вакантных (прежде всего руководящих) должностей, обеспечивать высокую профессиональную готовность служащих к эффективной работе в соответствии с квалификационными требованиями по должности. Опыт также показал, что с помощью резерва решается еще одна немаловажная задача — обеспечивается своевременность принятия кадровых решений, сокращается период адаптации работников при их назначении на вышестоящие должности. И это при том, что в работе с резервом немало еще нормативно-правовой и методической неупорядоченности, формализма, иной раз недостает ответственности. В кадровый резерв МИДа, формируемый в соответствии с «Положением о кадровом резерве МИДа России», зачисляются дипломатические и консульские работники, увольняющиеся в связи с переводом на работу в Администрацию Президента Российской Федерации, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и другие федеральные органы государственной власти, на преподавательскую или научно-исследовательскую работу в подведомственные МИДу учреждения, другие государственные научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения по рекомендации министерства, а также при направлении по представлению МИДа на условиях прикомандирования на работу в международные организации. Дипломатические работники, включенные в Кадровый резерв, сохраняют право на получение очередных дипломатических рангов в установленном порядке по возвращении на работу в МИД России. Они не теряют право участвовать на общих основаниях в конкурсах на замещение вакантных должностей в загранучреждениях и центральном аппарате МИД России. Решение о зачислении в Кадровый резерв принимается по итогам рассмотрения личных заявлений служащих соответствующим руководителем. Установлен и порядок исключения из Кадрового резерва. Оно производится решением соответствующего руководителя Министерства по представлению Департамента кадров в следующих случаях: — увольнение сотрудника с государственной службы в федеральных органах государственной власти Российской Федерации; — завершение работы в международной организации, увольнение из подведомственных МИДу или других государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений с последующим трудоустройством вне МИДа или других федеральных органов государственной власти Российской Федерации; — нарушение условий, предусмотренных Положением о Кадровом резерве. Исключение дипломатического работника из Кадрового резерва оформляется путем внесения соответствующей записи в его учетную карточку, хранящуюся в Департаменте кадров. Прием на дипломатическую службу работников, состоящих в резерве, осуществляется по итогам рассмотрения их личных заявлений. Делается это при наличии ходатайства руководителя соответствующего подразделения центрального аппарата или загранучреждения, а также положительного отзыва с последнего места работы и рекомендации руководства соответствующих федеральных органов государственной власти, подведомственных МИД России учреждений научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Для работников международных организаций — российских посольств или представительств. Обучение дипломатических служащих, находящихся в кадровом резерве, производится в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на содержание Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также за счет средств, предусмотренных на реализацию государственного заказа по переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих. Обучение преимущественно носит функциональный характер, ориентированно на поддержание знаний, необходимых для эффективной работы в системе Министерства иностранных дел. Многолетний опыт работы с резервом кадров дипломатической службы свидетельствует, что это достаточно эффективная форма работы с кадрами и важнейший элемент системы прохождения службы. Сегодня в МИДе резерв является одним из источников замещения вакантных должностей. Резерв стал также надежным источником подбора персонала для решения сложных задач, возникающих экстремально в процессе функционирования внешнеполитического ведомства. Он является эффективной профессиональной формой подготовки кадров, организации проверки и воспитания перспективных работников. Планомерная работа с резервом позволяет придать кадровой работе продуманный системный характер, подготовить и вывести на многие ответственные участки дипломатической работы наиболее достойных и подготовленных специалистов. Наконец, и это быть может и самое главное, резерв — это гарант стабильности и непрерывности дипломатической службы во всех ее звеньях, стимул профессионального и должностного роста дипломатических кадров всех уровней и специальностей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы» з дисципліни «Дипломатична служба»